Их действительно у каждого может быть несколько. Всё зависит от интересов, потребностей, преодоления комплексов и выставленных самим себе преград. Но посоревноваться с алматинской художницей Джанабаевой всё равно придётся трудновато, потому что у неё каждое полотно и есть новый отдельный мир.
Мудрость круга
Полотна у Жазиры особенные. Выполненные на шёлке, тончайше выписанные, и всматриваясь в них, испытываешь лёгкое головокружение. Что вполне объяснимо, потому что они представляют собой, как правило, круг. Но даже если квадрат, то с ярко выраженным центричным акцентом. Это геометрическое пристрастие возникло у Жазиры Джанабаевой с детства, когда она вглядывалась в мерцающий ореол уличного фонаря или следила за кругами по воде от брошенного камушка. Видимо, некто сверху, из информационного портала заранее посылал ребёнку знаки, сначала неосознаваемые, а потом оформившиеся в содержательный творческий метод.
Кругу с древности придано свойство идеального абсолюта и совершенства. Его бесконечная линия замыкает пространство и время. Сакральный смысл проявляется в большом – солнце, планеты, округлость женских форм – и в малом – капля воды, снежинка, цветочные розетки… Такая цельность мучает непостижимостью замысла и вдохновляет бесконечной мудростью, приблизиться к пониманию которой всё равно что постичь изначальный план Создателя.
Таинственное слово «мандала» на санскрите как раз и означает «круг». Они-то и являют собой много лет источник вдохновения для Жазиры Джанабаевой. Это пейзаж – всегда пейзаж, даже если живописцу пришла в голову идея изобразить деревья с корнями, вознесёнными над кроной. Получив художественное образование в Академии искусств им. Жургенова, Жазира тоже могла бы заняться классическими видами творчества, которым обучали известные мастера кисти и авторитетные прикладники. Специализацией в дипломе значится «Художественный текстиль». Любовь к тканям, к нитям у неё тоже с детства, с нежных тактильных ощущений, и передалась от бабушки-татарки, отменной швее, вязальщице, научившей полезным умениям внучку. Чему очевидное подтверждение, роскошные гобелены, которые вручную плетёт Жазира. Они нередко также представляют собой мандалы.
Отвергая лабиринты
С текстилем у нас в стране дела, мягко говоря, не очень. Известный когда-то на всю большую общую страну Алма-Атинский хлопчато-бумажный комбинат давно загремел, и продолжателей его славы не предвидится. А каким знатным художником по тканям могла стать наша Жазира, Италия бы отдыхала со своими изысками! Но пока расписные атласные платки и косынки Джанабаевой изредка появляются в штучном варианте для отечественных счастливых обладательниц. Упрёк адресуем исключительно ответственным за развитие нашего легпрома, потому что творческий процесс у Жазиры идёт полным ходом. К примеру, продолжается очередная выставка её работ в Центральном государственном музее РК. На этот раз с загадочным и даже интригующим названием «Антилабиринт». Объяснение неологизма у автора достаточное чёткое и подтверждённое личным жизненным опытом. Лабиринты мы придумываем сами, в реальности да и в природе их нет, значит, выходов может найтись сколько угодно. Можно сказать, что такова стройная концепция, где каждый путь неизбежно ведёт к цели. Посетители выставки озадаченно слушают художницу, внимательно приглядываются к серии работ в технике «мандала» с одноимённым названием и, похоже, начинают сомневаться в привычном определении известного термина.
И в мировом художественном содружестве Жазира человек известный. Состоит в Евразийской творческой гильдии, её работы представлены в музеях Европы, в частных коллекциях разных стран мира, получают высокие оценки на международных конкурсах. В этом году Джанабаева стала финалисткой престижного испанского конкурса, в Лондоне её дожидается премия Women`S Art Award вместе с участием в групповой выставке женщин-художниц планеты St. Art Gallery, организатором которой выступит Вивиана Ваннуччи, профессор Академии изящных искусств Брера в Милане, известная своим кураторством Венецианского биеннале. Потом Жазире придется задержаться в столице Великобритании ещё на пару недель, чтобы открыть персональную выставку в рамках предстоящего кинофестиваля.
Проверено на опыте
Больше 20 лет Жазира Джанабаева руководит созданной ею студией изобразительного искусства «Синяя черепаха». Первые дети, когда-то переступившие порог студии, нынче приводят сюда своих малышей. Многие получили профессиональное художественное образование в вузах разных стран, не упускают возможности поделиться успехами с любимой наставницей. Круги расходятся не только по воде и от брошенного камешка, от чуткого слова и надежного плеча не меньше кругов добра, как их ни назови. Можно и мандалами. В силе их положительного воздействия на человека Жазира не сомневается. Проверила на себе и на учениках с помощью арт-терапии. Каждый может создать свою мандалу, дающую возможность остаться один на один с собой и с миром. Она как застывшая молитва, как манифест. Дело же не в том, что не станут эти опыты высокими художественными образцами, не отправятся на выставки подобно эксклюзивным творениям Жазиры. Зато разгрузят уставшую психику, порадуют глаза радостными цветовыми переливами, запрограммируют своё неожиданное творение на здоровье или удачу. Разве мало?
Недавно Жазира провела неделю в Сербии, поездка получилась неожиданной и впечатляющей. Состоялась благодаря изданному гильдией каталогу евразийских художников, куда вошли и её работы. И вот один почитатель и меценат из уютного старинного городка Субботицы пригласил в гости нескольких авторов понравившихся ему произведений, среди которых оказалась и Джанабаева. Обеспечил им стол и дом, снабдил холстами и красками, как говорится, твори не хочу. Условием было каждому написать по две картины и оставить в дар принимающей стороне для пополнения коллекции. В предприимчивости и мудрости сербу не откажешь. А также в художественном вкусе народ собрал у себя из разных стран, где они известны и почитаемы. Картинам возраст не страшен, они только набирают силу с годами. Жазире, правда, пришлось перестроиться и мандалы создавать на холсте, а не на шёлке. Но это не помешало вложить в них установку на успех, который теперь точно будет всегда сопровождать гостеприимного серба.
Светлана СИНИЦКАЯ