Примерное время чтения: 4 минуты
1100

Картины о главном

Художественная мысль постоянно движется между абстракционизмом и реализмом. При этом на стилистику живописцев зачастую влияют исторические эпохи. Но может ли абстрактное искусство создать узнаваемый портрет страны? Известный казахстанский художник Алпысбай Казгулов своим творчеством доказывает, что это возможно. [газетная статья]

Биография нашего художника вполне соответствует парадигме итальянского искусствоведа Акилле Олива, которое называется glocal. Теория описывает состояние искусства, сочетающее глобальное и локальное.

Алпысбай Казгулов родился в 1958 году в самой что ни на есть глубинке – городе Аральске Кзыл-Ординской области. Но его становление как мастера состоялось в крупнейшем мегаполисе страны – в Алма-Ате. Здесь в 1980 году он окончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института имени Абая.

Творчество художника интересно еще и тем, что по нему можно видеть смену исторических эпох. Вот что о его работах пишет искусствовед Светлана Шкляева: «Влияние советского романтизма в творчестве Алпысбая Казгулова наблюдается в течение 1980-х годов: портреты и сюжетные картины с изображениями энергичных молодых людей еще несут оптимистичные следы соцреализма с признаками сдержанного фовизма и раннего кубизма и внимательного ученичества живописца у известных художников Казахстана Ж. Балкенова, Б. Тюлькиева, Е. Тулепбая.

В работе «Молодость Капчагая» (1987) с собирательными образами современников, строителей фарфорового завода, начинает просматриваться то, что далее будет особенностями его авторского живописного мастерства: низкий горизонт, необъятное небо с колористической феерией облачных метаморфоз, сгущение и разрядка света и цвета.

Впервые в республике черты абстрактного экспрессионизма, чьим последователем стал художник, пожалуй, проявились в творчестве Апысбая Казгулова в 1988 году как эмоциональная авторская реакция на происходившие изменения в экономической и общественно-политической жизни страны. Отныне одним из его любимых абстрактных образов в живописи становится игра цвета, насыщенного неожи - данными колористическими переходами и преображающегося в формах динамичного движения кистевогомазка».

-
- Фото: из газетных материалов

Выбранный стиль абстракционизма и сюрреализма Алпысбай Казгулов соединил с национальным колоритом. Это позволило ему создать индивидуальный узнаваемый почерк. Воспоминания о юности нашли отражение в жизнерадостных работах «Аул моего детства», «Дом моей бабушки», «Схватка». Дух Великой степи оживает картинах «Поход на Чарынский каньон», «Степная мелодия», «У родника», «У священной стены Туркестана». В каждой работе художник оставляет зрителю простор для фантазии и воображения.

Алпысбай Казгулов стал успешным живописцем, вошел в состав правления Союза художников РК. Но он не забывает о поддержке художественной сферы : коллекционирует работы казахстанских живописцев, приобретает работы незаслуженно забытых авторов и периодически дарит их музеям и галереям в различных городах страны. И это не абстрактная, а конкретная помощь в сохранении культурного наследия и развития арт-рынка страны.

Работы Алпысбая Нагметовича хорошо знакомы за рубежом. В 2003 году в Праге его наградили Европейской унией искусств за большой вклад в мировое искусство – почетной премией им. Масарика. В нынешнем году художник вошел в шорт-лист Государственной премии РК в области литературы и искусства имени Абая.

Однако среди достижений маститого художника есть одна, возможно, самая значимая оценка его творчества. В 2007 году вышла книга-альбом «Алпысбай Казгулов. Живопись», которая позволяет получить наибольшее представление о цветовой и композиционной насыщенности его картин. Предисловие к альбому написал классик мировой литературы Чингиз Айтматов: «Впервые картины Алпысбая Казгулова мне довелось увидеть больше десяти лет назад – в марте 1996 года в Брюсселе. Его картины – очень современные и в то же время пронизанные народным духом, любовью к родине, уважением к матери-земле – понравились сразу. Там же, на выставке, мы и познакомились. Мне приглянулся этот человек: картины не обманули, он действительно мыслит современно и в то же время вполне традиционно. Произведения, принадлежащие его кисти, очень модернистские по форме, но темы, которые в них затрагиваются, стары как мир: зачем мы живем? что есть любовь? дух или материя? человек – часть природы или ее венец? Искусство берет на себя такую смелость: бесконечно задавать одни и те же извечные вопросы. Большое искусство дает на них ответы».

Надеемся, что и признание на высоком государственном уровне не минует мастера...

Фото Hommes.kz

Олжас АКБАЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых