Примерное время чтения: 4 минуты
33

Оба света – для запрета?  

Не первый год я за рулём, могу с полным пониманием и вполне ответственно судить о происходящем на наших дорогах. Аварийность, в том числе со смертельными исходами, не уменьшается [газетная статья].

Президент страны привёл статистику за три последних года, свидетельствующую о росте на девять процентов. Ужасает гибель свыше шести с половиной тысяч человек и более 55 тысяч получивших травмы. Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят при проезде перекрестка на жёлтый сигнал светофора, который в соответствии с ПДД РК запрещает движение, притом как мигающий зелёный предупреждает о скором включёнии запрещающего сигнала. Сразу хочу уточнить, по моим наблюдениям, не больше одного-двух процентов водителей проезжают на жёлтый свет. Сам бываю грешен, но в случае крайней необходимости. Если понимаю, что при высокой скорости экстренное торможение, запрещённое к тому же Правилами дорожного движения перед перекрёстком, создаст аварийную ситуацию и машина сзади врежется в мою. Не исключено, что произойдёт цепь столкновений остальных автомобилей, следующих за мной.

Нельзя забывать об элементарной физике. Машина весит полторы-две тонны, и тормозной путь у неё не беспредельный. Проезд на жёлтый сигнал светофора даёт возможность водителю завершить начатый маневр. Сегодня ситуация с жёлтым обострилась. Причиной тому стали кардинальные меры со стороны МВД, решившего полностью приравнять жёлтый свет к красному, с введением солидных штрафов, до 110 тысяч тенге, по фактам нарушений, зарегистрированных аппаратно-программными комплексами «Сергек».

В 2023 году зафиксировано 1 847 765 правонарушений на общую сумму 12 миллиардов 878 миллионов 922 тысяч тенге. В числе правонарушений проезд на запрещающий сигнал светофора, с марта – и на жёлтый. Но зададимся вопросом: нужны ли два дублирующих друг друга сигнала? В чём смысл ужесточения запрета? Не хотелось бы думать, что для щедрых вливаний в бюджет…

По логике, не лучше ли в таком случае вообще убрать жёлтый, запрограммировав зелёный на трёх-четырёх-секундное мигание перед переключением на красный сигнал? Пока на многих светофорах он мигает один-два раза, не оставляя возможности водителю правильно сориентироваться. Сегодня на жёлтый можно проехать, не прибегая к экстренному торможению, если зелёный вообще не мигал. Да только бремя доказательства лежит на человеке за рулём. Что такое сегодня отстаивать свои права автовладельцу, нам известно…

Многие водители считают оправданной мерой систему обратного секундного отсчёта на светофоре. Действительно, видя, что зелёному остаётся несколько секунд, можно загодя сбросить скорость и спокойно подъехать к перекрёстку. Дело только в том, что далеко не все светофоры оборудованы таким устройством и оно не оформлено законодательно. В целом в Правилах дорожного движения пока слишком много нестыковок, чтобы они могли считаться документом, имеющим юридическую силу. Я среди тех, кто считает, что над ними надо серьёзно работать экспертам, а не вносить частичные поправки или дополнения.

Эту точку зрения разделяет прокуратура, указавшая на целый ряд противоречащих друг другу статей в законе РК «О дорожном движении». Безопасность на дороге обеспечивается не только выверенной работой светофоров. К ней нужен комплексный подход, включающий контроль за состоянием дорожного полотна, качественной подготовки водителей, ответственного отношения пешеходов к своей жизни и здоровью. И безусловно, ответственностью государства, которая сегодня, на мой взгляд, размыта. Судите сами: произошло ДТП, на место приехала полиция. Если есть пострадавший, его забрала скорая. Дальше дело может дойти до суда. Инстанции разные, но по сути ни одна из них, вплоть до МВД, за безопасность не отвечает, нет у них соответствующих полномочий. Только мы, общественники, колотимся изо всех сил. Выступаем с лекциями, организуем встречи в школах, потому что дети, жертвы ДТП, – это вообще нетерпимая история. Стучимся в Минпрос, чтобы там наконец осознали неправомерность исключения из школьной программы дисциплины по безопасному поведению на дороге. Прорабатываем вопрос о создании Национального комитета по обеспечению безопасности движения. Речь идёт о спасении тысяч жизней, и здесь недопустимы ни коррупционная составляющая, ни халатность, ни лжемеры, за которыми не стоят реальная забота и тревога о жизни граждан.

Арсен Шакуов, руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)