В Казахстане снова выросли цены на бензин. Так, в Алматы цены на топливо самой популярной марки АИ-92 варьируются от 179 до 185 тенге, сообщает Zakon.kz.
По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, стоимость одного литра АИ-92 на крупных сетях в настоящее время составляет:
Нур-Султан – 178/182 тг;
Шымкент – 175/179 тг;
Алматы – 179/180 тг;
Акмолинская обл. – 182/183 тг;
Алматинская обл. – 180/181 тг;
Мангистауская – 172/174 тг;
Атырауская обл. – 168/170 тг;
ЗКО – 172/174 тг;
Кызылорда – 178/179 тг;
ВКО – 177/180 тг;
СКО – 182/183 тг;
Павлодар – 178/179 тг;
Костанай – 177/182 тг;
Туркестан – 175/189 тг;
Карагандинская обл. – 180/182 тг;
Актюбе – 172/174 тг;
Жамбылская обл. – 179/181 тг.
По данным Нацбанка, в производстве нефтепродуктов зафиксировано ускорение роста цен на бензин до 28,1% и дизельное топливо – до 11,4%.
В Минэнерго заявили, что «цены на нефтепродукты в Казахстане не регулируются. Они формируются самим рынком за счет спроса и предложения». На запрос, как будет развиваться ситуация на топливном рынке в ближайшее время, в министерстве не ответили.
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов прогнозирует, что цены на топливо и дальше будут расти.
«Цены будут расти. Автовладельцам и бизнесу нужно быть готовыми к этому. Эпоха дешевых энергоносителей в мире и Казахстане завершилась. Нужно переходить на более экономичные авто. С марта 2021 года в Казахстане внедрены биржевые торги нефтепродуктами, каждый желающий может пройти аккредитацию и участвовать в торгах, либо просматривать результаты торгов. Страна движется по пути рыночного ценообразования на нефтепродукты», - пояснил он.
Эксперт также отметил, что в Казахстане бензин на внутренний рынок продают в убыток, его цена (АИ-92) должна быть выше 200 тенге.
«Сейчас равновесная цена должна быть в районе 230-240 тенге за литр. Уже долгое время нефть на внутренний рынок продают по цене $20-25 за баррель, что не просто в 3-4 раза ниже мировых цен, но и ниже фактической себестоимости добычи. Напомню, что среднеотраслевая себестоимость в РК выше $40 за баррель. Это не может продолжаться бесконечно. Нефть, нефтепродукты – это такой же товар, как и все остальные, у которого есть своя себестоимость», - добавил Олжас Байдильдинов.
Вместе тем он заметил, что в стране продолжается теневой экспорт бензина, дизеля, сжиженного газа.
«Мы субсидируем экономику других стран. Ситуация непростая, выравнивание цен и рыночные механизмы ценообразования – единственный верный вариант, иначе мы каждый год будем сталкиваться с дефицитом того или иного нефтепродукта», - заключил Байдильдинов.
Эксперт также напомнил, что Казахстан входит в топ-10 мировых стран с самым дешевым топливом.