Ярких казахстанских и зарубежных исполнителей собрал Международный фестиваль классической музыки Dala Fest. Он проходил в алматинской Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Масштабный праздник для меломанов южной столицы организован музыкальным агентством Dala Classic при поддержке спонсоров и акимата Алматы [газетная статья].
Своё искусство показали известные солисты, победители и лауреаты престижных международных конкурсов. Участниками первого фестиваля Dala Fest также стали Государственный академический симфонический оркестр РК им. Абдрашева под управлением Каната Омарова и Государственный струнный квартет им. Жубановой. Пятидневный фестиваль открылся совместным концертом скрипачки Меруерт Карменовой и украинской пианистки Кристии Гудзий, ныне представляющей Бельгию. В их исполнении звучали произведения Л.В. Бетховена, М. Равеля, Г. Венявского и Э. Изаи.
– Организаторы очень грамотно выстроили фестиваль, – делится впечатлениями скрипач Еркебулан Сапарбаев. – Для меня он стал вдохновляющим событием в духовном и мотивационном плане. С виолончелистом Федором Артамоновым и тайским пианистом Пум Проммачаром мы исполнили очень популярное фортепианное трио №1 Феликса Мендельсона-Бартольди. Они музыканты высокого уровня, с которыми очень приятно музицировать.
Событием фестиваля стало исполнение литовско-российским пианистом Лукасом Генюшасом ранней редакции первой сонаты для фортепиано Сергея Рахманинова.
– До 2023 года в такой форме соната не звучала, – говорит Лукас Генюшас – Это ещё не изданные ноты. Несколько лет назад я нашёл партитуру в Москве и решил в год 150-летия Рахманинова сделать её известной всему миру. Первая редакция технически более сложная, длиннее минут на пять, и значительно отличается от общеизвестной. Это меняет структуру, форму, весь композиционный состав сочинения. До Алматы эта редакция сонаты звучала лишь в нескольких моих европейских концертах.
Скрипач-виртуоз и композитор Роман Ким с симфоническим оркестром исполнили собственную пьесу, посвященную Никколо Паганини, «Вариации на тему «Травиата» Джузеппе Верди». В прошлом году алматинцы видели Романа Кима в моноспектакле Наташи Дуб с «Паганини», где он раскрыл образ великого итальянца вместе с Рауфом Хабибуллиным, артистом алматинского театра им. Лермонтова и симфоническим оркестром РК им. Абдрашева.
Роман Ким известен склонностью к постоянным экспериментам, музыкальным и техническим. На сцене предпочитает выступать в призматических очках собственного изобретения, придающих ему демонические черты. По мнению музыканта, очки через стереоскопическое зрение усиливают концентрацию на исполняемом произведении. На своей скрипке он устанавливал виолончельные струны, иногда играет на ней зубами, использует удлинённые виолончельные смычки.
– Всё это делает игру намного легче, – считает Роман Ким.
Ныне он живёт в Германии, но родился в Казахстане, в городе Балхаше, раннее детство провёл в Караганде. В шести- и семилетнем возрасте побеждал на детских музыкальных конкурсах в Караганде и Алматы. В Москве учился в Центральной музыкальной школе, затем последовал за своим педагогом Виктором Третьяковым в Германию. Роман Ким является очень востребованным музыкантом, часто выступает в Мюнхене и Вене. После Алматы его ждут на многих концертных площадках мира. Среди последних сочинений композитора Романа Кима – «Реквием» из 8 частей, посвящённый памяти жертв атомной бомбардировки Японии, а также переложение «Пятой симфонии» Бетховена для скрипки соло, по словам автора, «пока самого сложного проекта в жизни».
– Организаторы Dala Fest хотят сделать его традиционным и войти в мировой календарь фестивалей наряду с другими признанными фестивальными центрами. Для слушателей это возможность насладиться классикой, узнать новые имена, а для нас, музыкантов, шанс поработать вместе, научиться чему-то друг у друга, – отметил Ернар Мынтаев, художественный руководитель струнного квартета им. Жубановой.
Вадим КРАВЦОВ