Примерное время чтения: 7 минут
212

Живые фрагменты независимости

Как историю суверенного Казахстана представить в фильмах и киносюжетах

В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛ ЗАВЕРШЕН МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЕРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РОЛИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ 30-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ. БОЛЕЕ СОТНИ СЮЖЕТОВ, СНЯТЫХ В ФОРМАТЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, ОПИСЫВАЮТ ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ПУТЬ СТРАНЫ. ПОДРОБНОСТИ СОЗДАНИЯ «МИНИ-СЕРИАЛА» НАМ РАССКАЗАЛА ШОЛПАН ЖАБАЕВА, ЖУРНАЛИСТ-ПРОДЮСЕР СТОЛИЧНОЙ СТУДИИ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЭТОТ ПРОЕКТ. [газетная статья]

КАЖДЫЙ РОЛИК – КАК МИНИ-ИСТОРИЯ

– Шолпан, на каком ресурсе можно посмотреть ваш сериал целиком?

– Серия художественно-постановочных роликов получила название «#30 лет независимости Казахстана». Проект направлен на воспитание патриотического духа. Это воссоздание истории, рассказывающей о становлении государственности, и рассказ о культуре народа страны. Стоит отметить, что мы черпали вдохновение из книги первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Эра независимости». Коллективно изучив книгу, стали находить эпизоды для создания сценариев к художественным роликам.

Команда режиссеров, операторов и журналистов-продюсеров работала в режиме нонстоп. Каждый понимал свою ответственность и вносил свой вклад в создание короткометражного фильма. Работали небольшими командами. У нас не было гримеров, костюмеров и локейшн-менеджеров. Однако это не повлияло на качество работы, а лишь поставило перед нами интересные творческие задачи и расширило профессиональные навыки. Каждый ролик – это мини-история, я думаю, что зритель сможет открыть для себя что-то новое о нашей истории, событиях, в понятной и доступной форме. Все ролики можно посмотреть на канале Kozqaras в YouTube.

– Какой период новой истории Казахстана оказался наиболее драматичным?

– Наиболее сложным временем в истории независимого Казахстана – 90-е годы, которые были особенно трудными после распада СССР, но и одновременно это самый значимый период, так как мы получили независимость и заложили фундамент новой страны.

-

 – Жизнь за последние 30 лет заметно поменялась. Как вы находили реквизит для съемок?

– Проект был для нас очень интересным, и решать самые разнообразные задачи было даже увлекательно. Работали в экстремальных полевых условиях. К примеру, выезжали для съемок в незнакомый город и искали все реквизиты, а также локации на месте. В одном из роликов нужно было показать старую автозаправку времен 90-х годов – без названий современных брендов и зданий вокруг, находящуюся в пустом безлюдном месте. Благо, нам попались очень отзывчивые местные жители, и вместе мы нашли подходящее место для съемок.

Многие ролики были сняты в стиле 90-х. Мы находили самые разные реквизиты, отражающие дух и быт того времени. Сотрудничали с антикварными лавками, закупали одежду в секонд-хендах, искали старые компьютеры и телефоны в объявлениях, арендовали «пирожковозы», «Волги» и другие ретроавтомобили.

– Съемки какой из серий вызвали наибольшие сложности?

– Наибольшие сложности возникли при съемке массовых сцен, а также, когда мы снимали в окрестностях Нур-Султана. Также были курьезные моменты. Например, когда один из актеров упал с коня во время съемок. Благо, ничего серьезного с ним не случилось. Бывало, что машина-реквизит застревала на половине дороги в Кокшетау. В тот момент все мужчины из съемочной команды и актерского состава помогали водителю вытащить авто.

-

ПАНДЕМИЯ ОСТАЛАСЬ ЗА КАДРОМ

– В каких городах кроме Алматы и Нур-Султана проходили съемки? Вошли ли в сериал такие эпохальные события, как возрождение Северного Арала или строительство автотрассы Западная Европа – Западный Китай?

– Съемки проходили в поселках Акмолинской и Алматинской областей, а также в городе Кокшетау. В серии роликов отражены такие ключевые события, как полет первого казахстанкого космонавта Тохтара Аубакирова, закрытие Семипалатинского полигона, возрождение Северного Арала, образовательная программа «Болашак», возвращение казахов из-за рубежа на историческую родину, вклад архитектора Кисе Куракавы в строительство столицы, первый визит Папы Римского в Казахстан. Также мы отразили принятие закона о реабилитации жертв массовых политических репрессий, формирование Вооруженных сил Казахстана, переговоры по Сирии («Астанинский процесс»).

– Удалось ли вам показать новейшие события, такие как период пандемии коронавируса или вручение первого казахстанского Grammy?

– Мы закончили съемки цикла художественных роликов еще до номинации казахстанца на премию Grammy. Среди новейших событий были ролики, посвященные победам нового поколения: разработка проекта cамолета Boeing школьником Евгением Демиденко.

-

Пандемия не отразилась в наших сюжетах. Поскольку основной упор был сделан на исторически значимые для страны события в становлении независимости, формировании общенационального мировоззрения. К примеру, мы подготовили ролики о том, как в стране начали праздновать Наурыз (многим известно, что когда-то это было запрещено). Также отразили историю создания казахстанского флага, герба и гимна, национальной валюты тенге и первую всеказахстанскую перепись населения после обретения независимости.

Важное место в наших видеосюжетах занимают темы казахского языка, межнационального согласия, вклад Абая в казахскую культуру, зерно – как казахстанский бренд, первые победы спортсменов независимого Казахстана на Олимпийских играх, открытие богатых месторождений нефти и медной руды учеными-геологами, история создания песни «Дайдидау».

– Может ли ваш сериал использоваться в образовательном процессе, в преподавании истории?

– Да, наши работы могут использоваться в качестве учебного материала. Однако стоит учитывать тот факт, что каждый год история обновляется и появляются новые факты, а устойчивое мнение о событиях меняется в зависимости от подачи информации. Мы не позиционируем себя историками, мы – «летописцы». И в создании художественных роликов опирались на книгу Нурсултана Назарбаева, а также на исторические справки.

– Что, на ваш взгляд, позволило Казахстану пройти этот 30-летний период с меньшими потерями и потрясениями по сравнению с большинством постсоветских стран?

– Я думаю, что это межнациональное согласие. В то время как в других республиках возникали конфликты и даже войны на межнациональной почве, Казахстан воспринимал свое этническое разнообразие как богатство и преимущество. В нашей стране государственными праздниками являются и мусульманский Курбан-айт, и православное Рождество, и языческий Наурыз. Единство народа – это залог процветания нашей страны.

Как написал в своей статье «Независимость превыше всего» президент Касым-Жомарт Токаев, «мы пережили тяжелейший период, когда казалось, что из кризиса нет выхода, но мы создали свое независимое государство без конфликтов и кровопролитий. Нынешние и будущие поколения должны всегда это помнить. Поэтому столь важно глубоко изучать новейшую историю Казахстана».

Олжас АКБАЕВ. Фото из архива Шолпан ЖАБАЕВОЙ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых