Примерное время чтения: 2 минуты
171

Загадка упавшего яблока

Сергей Гевлич проводит креативную сессию «Смыслотон».
Сергей Гевлич проводит креативную сессию «Смыслотон». из газетных материалов

СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ, КОТОРУЮ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В КАЗАХСТАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. В ЭТОЙ СВЯЗИ УМЕСТНО ВСПОМНИТЬ ИСТОРИЮ УПАВШЕГО ЯБЛОКА, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ЮГО-ВОСТОК КАЗАХСТАНА СЧИТАЕТСЯ РОДИНОЙ ЭТОГО ФРУКТА [газетная статья].

Вы наверняка слышали о том, как Исааку Ньютону на голову упало яблоко и он открыл теорию всемирного тяготения. «При чём здесь яблоко?» – спрашиваю я своих знакомых. Отвечают примерно так: «Он разозлился…», «Шок от удара навёл его на мысль…», «Он задумался: почему падают яблоки?». Эти и подобные версии могли бы быть правдой, но не в случае с великим открытием.

Однажды я услышал версию, которая поразила меня в самый мозг. Я, как Станиславский, воскликнул: «Верю!». Вот эта история. Однажды вечером сэр Исаак Ньютон сидел на крыльце своего дома. Размышляя о своём, смотрел на Луну. Рядом с домом росла яблоня, на ней висели созревшие яблоки. Время от времени то одно, то другое яблоко срывалось с ветки и с треском, пробивая листву, гулко билось о землю. А Луна продолжала висеть в небе. И вдруг в сознании сэра Исаака Ньютона возник вопрос: почему яблоки падают, а Луна – нет?

Ответ на этот поистине гениальный вопрос оказался столь же гениален: Луна тоже падает, но упасть не может, поскольку движется по касательной к Земле и за время падения успевает отлететь на то же расстояние. Следствием этой идеи стала другая: все тела притягиваются, отсюда «всемирность» данного принципа.

К сожалению, сегодня система образования не учит задавать вопросы. Она даёт готовые ответы в большом количестве. Главная задача учащихся – научиться усваивать большие объёмы информации. И это даже не знания, поскольку знание деятельно. Это просто архив.

Можно ли архив оживить? Что нужно сделать, чтобы процесс обучения создавал знания? Ответ, как всегда, на поверхности. Научить нельзя, можно научиться. Только самостоятельно каждый учащийся способен создать знание в своей голове. А основной способ порождения знаний – вопрошание, способность не понимать, быть озадаченным, способность удивляться и совершать открытия. К сожалению, люди разучились удивляться, и в школе этому не учат.

Когда вы последний раз были чем-то удивлены? Попробуйте вспомнить. В этом вам поможет волшебное слово «оказывается», за которым обычно следует изложение того, что вас удивило, потрясло. Попробуйте отслеживать «оказывается» в речи своих знакомых. Вы удивитесь, как мир заиграет свежими красками.

Сергей Гевлич, лауреат российской премии «Преображение» в номинации «За развитие технологий визуализации и упаковки знаний».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)