Как обустроить ближайшее настоящее
Восстановление экономики после вынужденного простоя, вызванного пандемией коронавируса, – задача не из легких. Недавно правительство предложило комплексный план по перезапуску народного хозяйства. Читатели «АиФ Казахстан» заинтересованно высказывают свои мнения по поводу его эффективности.
Всего лишь пара месяцев жизни в условиях карантина влечет за собой такие последствия, что бороться с ними придется как минимум года полтора, а то и два. Всему миру, и нам в том числе. Это мнение экономистов разных стран. Для нас ситуация усугубилась еще и катастрофическим падением цены на нефть, вызванным экономическими противоречиями на базе разногласий по соглашению ОПЕК+, которые проявились незадолго до коронавирусной пандемии.
КОРОНАВИРУС – РУКОТВОРНЫЙ?
Своими мыслями о происхождении инфекции и об эффективности предпринимаемых кабмином мер по восстановлению национальной экономики делится воин-интернационалист, бывший заместитель директора пограничной службы КНБ РК (2002– 2006 г.) генерал-майор запаса Марат Марденов.
– Меня как кадрового военного интересует вопрос: откуда появилось это бактериологическое оружие? – говорит заслуженный генерал. – Если бы сейчас был жив Бен Ладен, можно было бы списать на него. Как это сделали с событиями 11 сентября 2001 года. Но уже его нет.
– Так откуда, по вашему мнению, он мог в свое время появиться?
– Могу предположить, что 75 лет назад, когда часть Китая и Корея были оккупированы квантунской армией, японские ученые проводили разработку бактериологического оружия, которое испытывали на местном населении. Появление такого вида оружия с точки зрения его создателей вполне оправданно. После Второй мировой войны основная угроза миру исходила от ядерного и химического оружия. Если применить ядерный заряд, это будет очевидно и вызовет ответный удар. Поэтому вряд ли это когда-то произойдет. Химическое тоже никто применять не будет, поскольку есть угроза поражения третьих государств. Остается бактериологическое. Его неоспоримое преимущество в возможности скрытого применения. И наука в вопросах его развития ушла очень далеко.
В одном из предыдущих номеров вы очень хорошо написали о всемирной сети американских военных биологических лабораторий, занимающихся подобными разработками.
– Если этот вирус действительно рукотворный, против кого он был направлен?
– Проанализировав ситуацию, можно заметить, что коронавирус имел наиболее широкое распространение в государствах, омываемых водами Тихого и Атлантического океанов. А США, которые омываются обоими этими океанами, сегодня на первом месте по количеству смертей от коронавируса.
Кто-то может задаться вопросом по поводу России. Еще в начале марта китайцы предупреждали россиян и советовали взять их опыт в борьбе с инфекцией.
Это заболевание современное. Можно сказать, это «болезнь кондиционеров». Поскольку часто распространяется именно через них. Вспомните лайнер Diamond Princess. Вначале на нем был всего лишь один инфицированный. А затем система общего кондиционирования сделала свое дело.
Почему в Нью-Йорке так много заболевших? Потому что это город, где все дома имеют общее кондиционирование. Фильтры в кондиционерах ведь годами не меняются и там собирается много всякой заразы. В нашей столице также многие административные здания оборудованы системой общего кондиционирования.
ВСЕ ВОЙНЫ КОГДА-ТО ЗАКАНЧИВАЮТСЯ
– На ваш взгляд, правильно ли мы боремся с вирусом?
– Ученые называют три варианта борьбы с инфекцией: карантин, вакцинация и выработка иммунитета. Мы пошли по первому карантинному пути, одновременно ожидая появление вакцины. Наш президент своевременно принял верное решение по введению карантинного режима. Народ показал свою организованность. Все дружно ушли на самоизоляцию. Как результат – у нас не так много зараженных.
Однако любая война когда-то заканчивается, и наступает период, когда нужно восстанавливать хозяйство, выводить его на прежний уровень. Запускать предприятия и пополнять государственную казну.
Министры доложили, что разработали комплексный план по выходу из кризиса. Но таких планов у нас уже было много. И ни один из них по большому счету не был реализован. И этот план, на мой взгляд, сырой.
– Поясните, пожалуйста.
– Первое, что должно быть в комплексном плане, это организационно-штатные мероприятия. Второе – все валютные резервы, которые имеются в национальным компаниях, должны быть сосредоточены в руках президента. Если кто-то хочет получить за что-то деньги, пусть предлагает свой четкий план. Его рассмотрит специальная комиссия. Куда, на что и т. д. Если целесообразно, выделяются средства и используются по назначению.
Далее, нам надо реанимировать академию наук. У нас есть Министерство образования и науки. Но оно не занимается наукой. Президент академии наук должен назначаться сенатом. По согласованию с главой государства, но после избрания академиками. В академию передать такие сферы, как медицина, образование, ядерная и аэрокосмическая отрасли.
Министерство цифрового развития, на мой взгляд, нужно упразднить, а его функции передать «Казтелекому», у которого в распоряжении есть дочерние компании и подрядные организаций, которые могут прокладывать оптоволоконные и другие кабели.
Министерство финансов, Министерство экономики и Национальный банк – это по сути одно и то же. Если часть функций Минфина отдадим Нацбанку, а часть – Министерству экономики, мы ничего не потеряем. Здание Минфина передать Нацбанку, чтобы он не тратил народные деньги на постройку нового здания.
Чем занимается Министерство экологии, кроме того, что выписывает штрафы? Больше ничем. Не проводит никаких семинаров и других мероприятий, направленных на сохранение экологического благополучия. Экологический министр собирается строить в Жамбылской области каскад гидроэлектростанций. При этом не берет во внимание, что все реки этого региона вытекают из Киргизии.
Геологическую отрасль разумно было бы отдать Министерству индустриального развития. А из него вывести комитет транспорта и создать министерство транспорта. Оно есть во всех странах. Туда отдать железную дорогу, гражданскую авиацию и автодороги. Во времена СССР железные дороги давали 25 процентов поступлений в государственный бюджет. Мы же все отдаем в частные руки. У нас иностранец руководит пассажирскими перевозками. Приглашаем эффективных менеджеров из-за рубежа, которые тут же поднимают цены на билеты. При этом отрасль продолжает деградировать. И зачем нам министерство торговли?
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ
– Обычно во времена кризисов начинаются масштабные стройки. Что нам нужно сейчас строить?
– Дороги. При этом разумно тратить государственные средства. У нас в стане 24 тысячи граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Те, кто осужден за коррупцию, не относятся к особо опасным преступникам. Почему бы их не использовать, например, в строительстве автомобильных дорог? И тех из них, кто будет добросовестно работать, условно-досрочно освобождать. Так они честным трудом будут искупать свою вину. А у нас получается, что государство их просто содержит. Бесплатно кормит, лечит. Во сколько обходится содержание одного заключенного в течение года? И никакой отдачи. А мы тем временем отдаем строительство автомобильных дорог иностранным компаниям.
– Предусмотрена ли в вашем плане реорганизация силовиков?
– Да. И здесь первый вопрос: зачем нашему Министерству обороны четыре региональные управления? В огромной России всего четыре военных округа. Но чисто географически РФ не сравнить с Казахстаном. У нас верховный главнокомандующий ставит задачу министру обороны. Он дальше – начальнику генерального штаба. Затем следуют главкомы родов войск. Затем начальники региональных управлений. И только потом командиры бригад, которые получают приказы «шестым коленом». Эту цепь нужно ликвидировать. Необходимости в этих региональных управлениях нет никакой. Больше скажу, у нас даже в Министерстве обороны нет необходимости. Достаточно комитета по обороне. А верховный главнокомандующий должен ставить задачу напрямую начальнику генерального штаба.
Второй вопрос: зачем нам военно-морской флот? С кем мы на Каспии собираемся воевать? Содержание военного флота – бессмысленная трата денег. С браконьерами вполне могут справляться пограничники.
Нашей армии достаточно три механизированные дивизии. Все высвободившиеся средства направить в мирную экономику.
Третий вопрос: есть ли необходимость в том «правоохранительном» аппарате, что имеется в нашей армии? У нас одного солдата контролирует шесть (!) ведомств: военная полиция, собственная безопасность, военная контрразведка, военная прокуратура, департамент экономической безопасности, военно-следственное управление. И каждый из них должен отчитаться, сколько возбудил уголовных дел, сколько довел до суда и т. д. Зачем они нужны?
Сейчас наступило такое время, когда мы все должны объединиться вокруг нашего президента. Помочь ему вывести экономику страны на прежний уровень.
Федор Достоевский в своем «Идиоте» писал о том, как много в России управленцев и генералов и как мало практических людей. Это сейчас актуально и для нас.
Айдар Ермеков