Главной целью документа, является создание системы комплексного управления отходами, которая позволит минимизировать их влияние на окружающую среду, а также использовать отходы в качестве вторичного сырья и источника энергии. В частности, предусмотрено внедрение раздельного сбора твердых бытовых отходов для населения в отдельных регионах, запуск сортировочных линий, привлечение инвесторов для строительства заводов по энергетической утилизации отходов. Практика получения энергии из отходов широко применяется во многих странах мира и позволяет сокращать объемы захоронения ТБО до 90%, что способствует снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, выделяющихся из мусорных полигонов. В комплексе применение этих методов позволит существенно изменить текущую ситуацию с отходами в стране.
Сократить объемы захоронения отходов и расширить их переработку также позволит предложенная в стратегии Оператора депозитно-залоговая система оборота потребительской тары. Стимулирование потребителя к сдаче пустой тары внесет значительный вклад в общий уровень переработки твердых бытовых отходов.
Общественным советом было рассмотрено и участие Оператора в софинансировании работы по ликвидации стихийных свалок. На месте образования несанкционированных мусорных полигонов предложено размещать временные пункты по дожиганию отходов. Данная технология позволит выявлять и оперативно ликвидировать стихийные свалки даже в отдаленных регионах страны. Также рассмотрены возможности выделения средств Оператором на строительство мощностей по переработке отходов упаковки из комбинированных материалов, отходов упаковки из коричневого стекла и запуск производства по переработке отдельных видов отходов пластмасс (полиэтилена, полипропилена). Также в Стратегии обозначена поддержка реализуемых мероприятий Оператора по стимулированию сдачи старых автомобилей, развитию инфраструктуры электрозаправочных станций, компенсирование затрат за сбор и переработку отходов продукции, подпадающей под действие РОП, стимулирование производства экологически чистых транспортных средств.
По итогам заседания, члены Общественного совета отметили актуальность данных мероприятий и стратегических направлений в условиях наличия запретов на захоронение подавляющего большинства видов твердых бытовых отходов на полигонах, недопущения при этом образования стихийных свалок и кардинального сокращения объемов их захоронения.
Это потребует форсированного развития эффективной инфраструктуры переработки и утилизации отходов в Казахстане.
Доработанная с учетом замечаний и предложений Стратегия согласована Министерством экологии, геологии и природных ресурсов, на сегодняшний день прорабатывается план мероприятий по ее реализации, проводятся организационные процедуры.
Справочно: Ежегодно в Казахстане образуется свыше 4,3 млн тонн ТБО, из которых перерабатывается всего 11,51%, а остальные размещаются на полигонах и несанкционированных свалках. При этом в ближайшие годы следует ожидать увеличения объемов образования ТБО за счет увеличения номенклатуры продовольственных и непродовольственных товаров, ассортимента и видов упаковки для них, роста уровня жизни населения. Ежегодный прирост объемов образования ТБО составляет 400-500 тыс. тонн. В настоящее время в Казахстане функционирует более 170 предприятий малого и среднего бизнеса по сортировке и переработке ТБО.