Примерное время чтения: 8 минут
135

Турпоход мимо кассы

Как наконец сделать туризм в Казахстане прибыльной отраслью экономики

ТЕМА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ДАЖЕ В НЫНЕШНЕЕ «КОВИДНОЕ» ВРЕМЯ, КОГДА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ СВЯЗАНО С ОГРАНИЧЕНИЯМИ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ БЫЛИ ДАЖЕ ГРОМКО РЕАЛИЗОВАНЫ ТРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТА В ТУРСФЕРЕ. НО КАК ОКАЗАЛОСЬ, ЭТО БЫЛИ ВСЕГО ЛИШЬ РАЗОВЫЕ АКЦИИ. ПОСКОЛЬКУ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕ ПОСЛЕДОВАЛО, СТАЛО ЯСНО, ЧТО ПОДХОДИТЬ К ЭТОМУ ВОПРОСУ НУЖНО ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОСНОВАТЕЛЬНО. [газетная статья]

А ВЕДЬ КОГДА-ТО БЫЛО ВРЕМЯ…

На днях очередная глобальная рейтинговая компания под названием Euromonitor International ошарашила нас новостью о том, что Казахстан занял 62-е место в рейтинге устойчивого туризма. И дело тут не в позиции, а в том, что мы опередили Россию и даже Турцию, которые разместились, соответственно, на 65-м и 66-м местах. По какому принципу или «с какого перепугу» исследователи этой компании составляли свой рейтинг, нам неизвестно. Однако с турками они, похоже, загнули.

ТУРИЗМ В НАШЕМ ПОНИМАНИИ ОЗНАЧАЕТ ПОЕЗДКИ В ТУРЦИЮ, ТАИЛАНД И Т. Д. ТО ЕСТЬ – ВЫВОЗ ДЕНЕГ В ДРУГИЕ СТРАНЫ. ХОТЯ МЫ МОГЛИ БЫ, НАОБОРОТ, ПРИВЛЕКАТЬ ДЕНЬГИ В СВОЮ СТРАНУ.

В реальности сколько ни стремимся мы стать «туристическим раем», все никак не получается. Въездной туризм – вещь гораздо более серьезная, чем грандиозные, но все же разовые мероприятия вроде Экспо или Универсиады. Очевидно, что подходить к этой теме нужно с точки зрения государственных подходов, а не только интересов частников, собственными силами строящих импровизированные зоны отдыха где-нибудь на Алаколе.

Да простит нас уважаемый читатель за слишком частое сравнение нашей страны с южными соседями. Но опять приходится напоминать о том, что с тех пор как Шавкат Мерзиеев открыл Узбекистан для туризма, там в этом направлении наблюдается более чем очевидный прогресс. Согласно официальным данным, в 2019 году (т. е. до пандемии) эту страну посетило более четырех миллионов иностранных туристов.

А мы тем временем продолжаем собирать круглые столы и обсуждать перспективы развития казахстанского туризма. В общем, дело это у нас с мертвой точки никак не сдвинется.

ИДЕМ ПРОТОРЕННЫМ ПУТЕМ?

О том, почему так происходит, мы поговорили с почетным работником туризма Казахстана Жуматом Марденовым (на фото).

– Что же нам с этим делать? Как сказку сделать былью?

– Начнем с того, что красота нашей природы, незаметная для наших замыленных глаз, способна привлекать в страну огромное количество иностранцев, пресытивщихся фешенебельными мировыми курортами. У нас ведь есть все – от восточной экзотики до экстрима.

– За чем же дело стало?

– За государственной поддержкой. Государство, если оно реально заинтересовано в развитии въездного и внутреннего туризма, должно иметь в своем распоряжении профильное министерство, а не комитет в составе другого министерства, «распыленного» на три разных направления. Мы давно говорим о том, что в стране должен быть координатор и двигатель развития казахстанского туризма. Но наши голоса до верхов не доходят. Нас не хотят слышать.

Мало того что у нас всего лишь комитет по туризму, так в нем еще и с кадрами проблема. Возможно, я невнимательно слежу, но не видел во главе комитета ни одного профессионала. Хотя в стране они есть. Я сейчас навскидку могу назвать имена в каждой области.

У нас была великолепная возможность организовать прием туристов во время Азиады и Универсиады. Но комитет по туризму, к сожалению, эти вопросы качественно не доработал.

Когда мы работали в 70-е и 80-е годы, въездной туризм был основой нашей деятельности. В летние месяцы мы принимали школьников со всего Союза. Мы организовывали «Поезда дружбы». К примеру, по маршруту Алматы – Шымкент – Ташкент – Самарканд – Бухара. Это было очень популярно. Со всех концов большой страны люди приезжали в Алматы, где формировался состав. Свободных мест никогда не было.

-

– А как насчет гостей, как сейчас говорят, из дальнего зарубежья?

– Алма-Ата для иностранцев была одним из популярных маршрутов. Конечно, основной поток был из социалистических стран. Но часто приезжали к нам из США, ФРГ, Франции. «Медео» был одним из главных привлекающих мест. То же самое – «Зеленый базар». Казахский аул в урочище Медео. Там был один из пунктов питания наших туристов. В свободное время они разбредались по городу. Характерно, что практически все говорили нам, что столько зелени нигде не видели.

Вторым по посещаемости казахстанским городом был Шымкент.

В 1992-м году мы приняли 200 человек из Сингапура. Затем в ответ потом отправили в Сингапур 200 человек из Казахстана. Также мы работали и с немцами.

СТРАНА УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

– Что нужно сделать, чтобы вернуть былую популярность казахстанскому направлению?

– Работать. Разрабатывать маршруты, программы и вкладывать деньги. У нас ведь столько возможностей! Еще в 2005 году я предлагал организовать каспийский круиз Астрахань – Актау – Туркменбаши – Тебриз (Иран) – Баку – Дербент. Это можно было сделать общими усилиями прикаспийских государств.

ГОСУДАРСТВО, ЕСЛИ ОНО РЕАЛЬНО ЗАИНТЕРЕСОВАНО В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА, ДОЛЖНО ИМЕТЬ В СВОЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ПРОФИЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО.

Года три назад комитет по туризму вроде как озвучил, что планируется организация такого круиза совместно с Россией. И тишина. А ведь мы могли бы взять эту инициативу на себя, то есть стать операторами этого тура. Зафрахтовать лайнер и стартовать из Актау. Но никто не внял. Никто не принял во внимание, что этот круиз будет рентабельным.

Тем временем россияне уже спустили на воду теплоход «Мустай Карим» класса «река – море». Это суперлайнер, который будет ходить по Волге и по Каспию. В общем, тему эту наш комитет по туризму благополучно прошляпил.

Но это только один из вариантов. В 2008 году я предлагал вынести на обсуждение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вопрос об организации тура «Великий шелковый путь». Он вполне мог бы привлекать туристов со всего мира. Много кто захотел бы посмотреть на этот древний торговый путь своими глазами.

Мы могли бы организовать конные или верблюжьи переходы, к примеру, по маршруту Баянаул – Боровое. С показом быта, культуры, сакральных мест кочевников. Я уверен, в мире появилось бы множество желающих увидеть своими глазами национальные аулы, искусство наездников, услышать степные напевы, продегустировать блюда местной кухни. Тем более что одним из модных видов туризма сегодня – это экотуризм. Такой же переход можно сделать по маршруту Восточный Казахстан – Россия (Алтай) – Монголия.

Если говорить о внутреннем туризме, то было бы весьма полезным возродить практику организации поездок школьных групп по городам Казахстана. В ходе таких туров ребятишки могли бы воочию знакомиться со своей большой страной. К примеру, костанайские дети увидели бы Туркестан. А дети Южного Казахстана отдохнули бы в Боровом. А еще можно было бы организовать Абаевские чтения на родине великого поэта и философа. Для детей это было бы очень познавательным и полезным. Плюс к этому – детские аулы. Мы постоянно говорим об изучении государственного языка. Дети в таких аулах погружались бы в языковую среду. И по окончании месячного тура уже овладевали бы начальным уровнем разговорной речи.

Пока же казахстанские школьники в летний период в основном предоставлены сами себе. А туризм в нашем понимании означает поездки в Турцию, Таиланд и т. д. То есть – вывоз денег в другие страны. Хотя мы могли бы, наоборот, привлекать деньги в свою страну.

– Ответственные лица страны не раз говорили, что туризм должен стать одним из драйверов экономического роста в Казахстане. Это вообще возможно или нет?

– Я уже сказал: стране нужно министерство туризма. Нам нужно достучаться до правительства, парламента, президента и убедить их в этом. Это во-первых. Во-вторых, всем хорошо известно, что одной из основных статей дохода в государственный бюджет Турции является туризм. Так вот надо сделать так, как они: освободить внутренний и въездной туризм от налогов на пять лет и дать ему государственную поддержку. А после, когда он встанет на ноги, обложить налогом. И тогда, поверьте, поступления от туризма будут составлять значительную часть государственного бюджета.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых