63

Тупик в конце тоннеля?

Билетная мафия бессмертна!

ДЕФИЦИТ БИЛЕТОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КАССАХ В ЛЕТНИЙ СЕЗОН – ДАВНЯЯ И, ПОХОЖЕ, НАВСЕГДА НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА. КАК БЫ НИ ПЫТАЛСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК «КАЗАХСТАН ТЕМИР ЖОЛЫ» («КТЖ») УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ, НИЧЕГО У НЕГО НЕ ВЫХОДИТ. А ПОТОМУ У ЛЮДЕЙ ВОЗНИКАЕТ РЕЗОННЫЙ ВОПРОС: ТАМ ЛИ НАЦМОНОПОЛИСТ ИЩЕТ РЕШЕНИЕ? ОТМЫЛИСЬ ДОБЕЛА? [газетная статья]

Так называемая «билетная мафия» существует в крупных городах еще с советских времен. И не просто существует, а процветает. И ничто не в силах ее побороть – ни строгие законы, ни рейды правоохранительных органов, ни какие-то новые инициативы «КТЖ», ни даже цифровизация. Ее позиции настолько сильны, что она частично легализовалась.

Выразилось это в появлении широко известных коммерческих касс. Причем прямо в помещениях вокзалов, рядом с официальными, принадлежащими АО «Пассажирские перевозки». Последних по стране начитывается чуть больше 250. Тогда как коммерческих – более 4,5 тысячи. По сути, это и есть узаконенные перекупщики. И даже при этом по всей стране продолжают орудовать нелегальные реализаторы билетов, которые, несмотря на требования продавать «плацкарту» строго по удостоверениям личности, умудряются получать по 30 штук в одни руки и создавать искусственный ажиотаж. Особенно в период летних отпусков.

Очевидно, что орудуют перекупщики в сговоре с официальными кассами. Какими именно – квазигосударственными или коммерческими, не суть. Важно, что они заранее скупают значительную часть билетов на самые востребованные направления, а затем реализуют их на привокзальных площадях. Либо за час до отбытия поезда находят кассу, в которой «чудесным» образом вдруг появились билеты, и ведут к ней задавленного обстоятельствами клиента, готового платить от безысходности любые деньги.

И тут бы с денежными потоками, уплывающими в сторону от государственного бюджета, поработать уполномоченным на то органам. Да только, похоже, их эта ситуация тоже устраивает. Не исключено (это очень мягко говоря), что должностные лица закрывают глаза на творящиеся безобразия не «за так». Об этом у нас в стране говорят даже дети.

Таким образом, по неофициальным данным, перекупщики в самый неудачный для себя месяц зарабатывают до 400 тысяч тенге. Сколько при этом отдают «кому положено», мы, к сожалению, можем только предполагать. Однако совершенно точно известно, что их незаконная деятельность карается штрафом всего лишь в 5 МРП. Это примерно 12 тысяч тенге. Так что игра, без сомнения, стоит свеч. А раз так, то билетная мафия, как и любая другая – бессмертна.

Считается, что нелегальная продажа билетов заставляет официального перевозчика нести убытки. Дескать, вагоны отправляются полупустыми и все такое. Однако даже если и так, то все прекрасно знают: любой проводник только радуется этому обстоятельству. Поскольку он всегда заполнит свой вагон желающими добраться до места назначения. Только деньги за проезд пойдут не государству, а ему в карман. Ну, и часть из них – дальше, по десятилетиями отработанной цепочке.

ПЕРЕВЕЛИ СТРЕЛКИ…

Еще пару лет назад глава государства Касым-Жомарт Токаев возмутился существующим положением дел на рынке проездных билетов и потребовал разобраться с их искусственным дефицитом. «Дал поручение правительству прекратить практику создания искусственного дефицита билетов на поезда в летний период, что создает неудобства гражданам и препятствия развитию внутреннего туризма в Казахстане», – написал президент на своей страничке в Twitter.

Эти слова вызвали закономерную реакцию ж/д чиновников. Хотя правильнее было бы сказать: ее видимость. Национальный перевозчик объявил о модернизации системы продаж билетов, которая заключалась в том, что с 1 июля 2019 года электронные билеты стали продаваться по доработанной автоматизированной системе. Электронный билет, оформленный через эту систему, стал одновременно и фискальным чеком, и собственно билетом.

Пресс-служба «КТЖ» тогда объявила, что новая система ощутимо снижает вероятность махинаций в этой сфере, не позволяет перекупщикам быстро «ловить» билеты, которые возвращались пассажирами. И что теперь массово перепродавать «контрамарки» с целью обогащения перекупщикам не удастся. Что изменилось с тех пор? Можно однозначно сказать: ничего. И чтобы в этом убедиться, достаточно просто сходить на вокзал.

БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПРОЕЗД

Как известно, несколько лет назад объявили о начале воплощения в жизнь очередной государственной мечты: Казахстан наметил первые шаги к тому, чтобы стать туристически привлекательным государством.

Помните сколько восторга было по поводу намерений превратить побережья Алаколя, Балхаша и Каспия в альтернативу турецким курортам? Рисовали разнообразные эскизы, составляли бизнес-планы, выстраивали концепции…

И тут даже обстоятельства сложились удачно, если можно так сказать применительно к нынешней ситуации. В общем, в связи с общемировой эпидемиологической обстановкой количество вылетов казахстанцев на отдых за рубеж существенно сократилось. А поскольку отдыхать нужно в любом случае, значительно возросло значение внутреннего туризма.

Одним из наиболее популярных направлений стало побережье озера Алаколь. Пользуясь моментом, широко разрекламированная жемчужина стала зазывать к себе желающих отдохнуть красочными роликами во всех СМИ, социальных сетях и мессенджерах.

Это возымело эффект. Число желающих отдохнуть на алакольских берегах многократно возросло. Впрочем, как и цены за отдых, но это уже отдельная история. АО «Пассажирские перевозки» в летний период запустило дополнительные поезда. Казалось бы, вот он звездный час внутреннего туризма Казахстана! Ан нет...

Если говорить об Алаколе, ехать туда на собственном авто рискнет не каждый. Поскольку дорога уже который год находится на реконструкции. На поезде – приемлемый вариант, но не для всех. А лишь для тех, кому повезет.

Наша уникальная способность уничтожать на корню все благие начинания уже даже не удивляет. Сколько бы дополнительных вагонов в самых разных направлениях ни запускали, в выигрыше остается лишь перекупщик и иже с ним. Реалии таковы, что билеты на наиболее востребованные направления из касс исчезают в течение трех-четырех часов после старта продаж. И если вы по каким-то причинам не успели их приобрести в самый короткий промежуток времени, вам придется иметь дело с билетной мафией, которая завысит цену как минимум вполовину. То есть, собираясь на отдых, люди должны все бросить и неотрывно отслеживать ситуацию. Дабы не проморгать вожделенный момент.

АО «Пассажирские перевозки», обращаясь к гражданам, просит при выявлении фактов нелегальной продажи билетов или провоза безбилетных пассажиров проявлять гражданскую позицию и обращаться на официальный блог руководителя. Граждане обращаются. И не только туда. Возмущение звучит во всех информационных источниках, официальных и неофициальных. Об этом трубят все социальные сети и мессенджеры. И те, кому они адресованы, их читают. Правда, не сами. На это у них есть специально обученные люди, которые тщательно мониторят информационное пространство и докладывают о прочитанном своим боссам.

Правда, наверняка после изрядной фильтрации. И поскольку положение дел на билетном рынке никак не меняется и, судя по всему, не собирается это делать, кроме, естественно, пассажиров, всех полностью устраивает. А страдают простые люди. Такой непреодолимый «железнодорожный тупик».

Айдар ЕРМЕКОВ. Фото Турара Казангапова

Оставить комментарий (0)
Конкурс Королева Бензоколонки

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество