Примерное время чтения: 4 минуты
142

Точки невозврата

ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПЕРЕГОВОРОВ В 2020 ГОДУ ТУРЕЦКИЙ TAV AIRPORTS HOLDING СТАЛ ВЛАДЕЛЬЦЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА АЛМАТЫ. ОБЪЯВЛЕНО, ЧТО КОМПАНИЯ ЗАПЛАТИТ ЗА СВОЙ НОВЫЙ АКТИВ РЕКОРДНЫЕ 415 МЛН ДОЛЛАРОВ. ПОЧЕМУ РЕКОРДНЫЕ? НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИВАЛИ ЕГО В 180-220 МЛН, И ЭТО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА НЕ БЫЛО ПАНДЕМИИ И АВИАЦИЯ РОСЛА РЕКОРДНЫМИ ТЕМПАМИ. [газетная статья]

Объясняя мотивы покупки, топ-менеджер TAVAH Сани Шенер отметил, что у Международного аэропорта Алматы хороший потенциал и эта воздушная гавань главная в республике, обеспечивающая транспортировку пятой части всех авиагрузов. Кроме того, по мнению представителя новых владельцев, у нее есть перспектива стать ключевой на китайском «новом Шелковом пути».

При этом вопрос с переносом аэропорта за пределы города так и не решен. Но кроме этого, Алматы все же теряет статус авиационного центра – есть столица, куда перемещаются основные авиапотоки. Есть еще и конкуренция с региональными центрами, такими как Ташкент и Бишкек. К тому же авиакеросин уже не станет главным источником дохода аэропорта, ведь почти все торговые площади в терминале находятся у сторонних владельцев.

Сам аэропорт находится в плачевном состоянии. Требуется ремонт буквально всего, а это огромные деньги. Реконструкция одной полосы в 2018 году обошлась в 25 млн долларов, и это еще по-божески. Нуждается в ремонте и вторая полоса, а тут речь может идти о 35-40 млн долларов.

Нужна реконструкция самого терминала, который устарел. Если скромно, это еще 50 млн долларов. Нужно расширение мощностей, а значит, придется сносить северный терминал, историческое здание первого в Казахстане аэропорта, – ибо расширять больше некуда.

Кстати, об этом заявили сами представители TAV, оценив инвестиции только на расширение в 250 млн долларов и показав перспективный план развития. При этом о сносе старого здания просто умолчали.

Итак, по самым скромным подсчетам, речь идет в целом о 750 млн долларов, при том что потенциала для роста доходов нет. До 2018 года прибыль аэропорта оценивалась приблизительно в 30 млн долларов, включая доходы с продажи топлива. Но в последние годы по ряду причин доход может сократиться на 13-14 млн долларов в год, и это при докризисной нагрузке. И притом, что деньги как на покупку, так и на дальнейшее развитие TAVAH привлекает с рынка и под существенный процент.

При этом турки – бойцы опытные, прекрасно понимают, куда зашли и какие цели преследуют. Поэтому есть все основания полагать, что ни о какой окупаемости проекта речь не идет. А что тогда? Возможно есть замысел привлечь деньги с внешних рынков, освоить их, а ответственность за возращение заемных средств при любом удобном случае переложить на Казахстан.

Косвенным подтверждением этой версии можно считать документ, который появился 14 мая 2020 года, – так называемое Соглашение о государственной поддержке между РК в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Европейским банком реконструкции и развития, некой «Международной финансовой корпорацией» и МАА.

До сих пор неизвестно, подписано оно или нет. Известно лишь, что Министерство юстиции давало отрицательное заключение, назвав документ неприемлемым, но сомнения чиновников не означают, что гарантии не дадут.

То, что TAVAH не намерен вкладывать собственные средства, проговаривается в первых строках предполагаемого к подписанию соглашения. «Консорциум ведет активные переговоры с кредиторами с целью обеспечения финансирования». При этом «в результате переговоров консорциум и кредиторы определили ключевые области, в которых необходима поддержка со стороны РК». А значит, соглашение можно рассматривать как государственную гарантию, при том что сами инвесторы снимают с себя финансовую ответственность.

То есть можно сделать вывод, что TAVAH попытается полностью переложить риски по инвестициям на Казахстан и при этом не несет никаких обязательств перед страной, неподотчетен в тратах, относя их на внутренние дела компании. И при этом выставляет настолько существенные ограничения и оговорки, что в любой момент может «спрыгнуть», оставив Алматы в неудобном положении, а страну с долгами.

Денис КРИВОШЕЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых