Развитие пригородного железнодорожного транспорта в Алматинской области, о важности которого неоднократно говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев, испытывает сложности. Вновь на грани закрытия оказался маршрут Алматы – Конаев.
Мы решили выяснить причины у Романа Ботабекова, руководителя пассажирской компании «Туран Экспресс», которая обслуживает пригородное железнодорожное сообщение в Алматинской области.
– Роман Бейдалиевич, с какого года реализуется проект пригородных поездов в Алматинской области?
– Этот проект реализуется в течение восьми лет. Пригородные поезда, которые мы называем электричками, курсируют в двух направлениях от вокзала Алматы-2 по существующей железной дороге: на запад – до станции Казыбек-бек (Узунагаш) и на север – до города Конаев (Капчагай). Приостановка маршрутов была на полтора года во время пандемии.
– В какое время года эти поезда наиболее востребованы?
– Они востребованы в течение всего года. Практика показывает, что чем чаще курсируют пригородные поезда, тем удобнее для пассажиров. Поезд Алматы – Казыбек-бек ходит четыре раза в день, по два раза в каждом направлении. Поезд Алматы – Конаев ходит два раза в день, утром в Алматы, а вечером обратно в Конаев. Эти поезда идеально вписываются в экологическую концепцию. Недалеко от вокзала Алматы-2 находится станция метро, поэтому высвобождается заметное количество микроавтобусов и такси. Многие из этих автомобилей уже не заезжают в Алматы, а обслуживают пассажиров на подвозе к остановкам электричек в Алматинской области. В итоге автомобильный транспорт меньше загрязняет Алматы.
– Почему хотят приостановить электричку в Конаев?
– Пригородный поезд в Казыбек-бек субсидирует акимат Алматы. А поезд в Конаев – республиканским бюджетом. И его хотят закрыть в связи с якобы малым количеством пассажиров, что вызвано неполной статистикой. Дело в том, что его отнесли к межобластным поездам, и поэтому билеты на него реализуют в кассах вокзалов. Рано утром в Конаеве эти кассы не работают, и пассажиры не имеют возможности приобрести билеты.
– Как же они обилечиваются?
– Уже внутри поезда наши проводники обилечивают их с помощью платежных терминалов. Кроме этого, билет можно приобрести через мобильное приложение одного из банков. Но проблема в том, что официальная статистика учитывает лишь билеты, приобретенные в кассах вокзалов. В итоге создается впечатление, что электричкой пользуется очень мало людей.
– Какое решение вы видите в этой ситуации?
– Прежде всего нужно изменить статус поезда Алматы – Конаев. Он должен быть не межобластным, так как курсирует в пределах одной области, а пригородным. Тогда он будет субсидироваться городом Алматы или Алматинской областью и проблема исчезнет. Билеты можно будет покупать с помощью мобильного приложения «Онай», как это делают пассажиры электрички Алматы – Казыбек-бек. И кстати, билеты станут в три-четыре раза дешевле, потому что при продаже через железнодорожные кассы накручиваются различные услуги. Этой проблемы нет у пассажиров электрички Алматы – Казыбек-бек, которые платят за проезд всего 100 тенге с помощью приложения «Онай», также как и во время проезда в общественном транспорте по Алматы. Я убежден, что транспортные проблемы Алматы невозможно решить без развития пригородного железнодорожного сообщения. И северное направление, в связи с развитием города Конаев и проектом нового города Алатау, который будет расположен между Алматы и Конаевым, является одним из приоритетных и жизненно важных.
Олжас АКБАЕВ