КОГДА КАЗАХСТАН НАЧИНАЕТ ОПУСКАТЬСЯ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ, НА ЭТО МОГУТ ВЛИЯТЬ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ. НО ЕСТЬ СИСТЕМА ОТСТАВАНИЯ, КОТОРАЯ УЖЕ МНОГО ЛЕТ РАБОТАЕТ ВНУТРИ СТРАНЫ. И ЗДЕСЬ ПРИХОДИТСЯ ПЕНЯТЬ ЛИШЬ НА СЕБЯ [газетная статья].
На днях моя знакомая опоздала на свой поезд, который ехал из Уральска в Костанай. И дело было не только в собственной невнимательности. В Казахстане два часовых пояса, и различные виды транспорта по-разному относятся к ним. В билетах на самолеты указывается местное время, а в билетах на поезда – время Астаны. При этом дополнительных указаний об этом в билетах нет. В эту ловушку и угодила моя знакомая. Она приехала на вокзал по времени Уральска, а поезд, ушедший по времени Астаны, уже час как отъехал.
Можно ли вернуться к единой системе обозначения времени в билетах на самолеты и поезда, как это было в Советском Союзе? Как говорится, нет такой сложной проблемы, от которой нельзя было бы сбежать. Это в Китае ввели один часовой пояс для всей страны, и проблема отпала сама собой. У нас же придется регулировать монопольный железнодорожный сектор и пестрый авиарынок, который полностью приватизирован. В принципе, проблему можно решить на министерском уровне, но, похоже, забота о пассажирах у нас далеко не в приоритете.
Еще более печальное зрелище представляет региональный автобусный транспорт. К примеру, в областном центре Конаев (бывший Капчагай) здание автовокзала уже много лет вообще не оказывает никаких услуг пассажирам. Там нет зала ожидания, касс, расписания, объявлений по громкой связи. И все потому, что благодаря приватизации этого сектора у автовокзала один хозяин, а у автопарка другой. Что такое билеты, там давно забыли. Посадчик с громкоговорителем – единственный, кто пытается привлечь растерянных пассажиров в общественный транспорт.
В автобусах на городских маршрутах тоже не сладко. Остановки часто не объявляются, многие водители курят за рулем. Поездка в час пик в переполненном салоне превращается в непредсказуемый квест.
Но, к счастью, в этом хаосе есть те, кто всё-таки заботится о пассажирах. Это нелегальные таксисты. Благодаря одному из таких водителей нелегального такси моя знакомая смогла догнать свой поезд. Кстати, она была не одинока. С ней в салоне было еще трое таких же догоняльщиков. Таксист, разгоняясь на отдельных участках до 150 км/ час, легко обогнал поезд и приехал в Актюбинск на час раньше. Для водителя это была привычная работа. Он тут же поехал обратно в Уральск, зная, что следующий день подарит ему новых клиентов, перепутавших время. Система отставания в нашей стране работает безупречно.
Олег Белов