Примерное время чтения: 6 минут
103

Шесть картин казахстанца в Лувре

Метафоричная живопись Бориса Морозова.

Восточный Казахстан блистает не только литературными именами: Анатолий Иванов, Георгий Гребенщиков, сказочник Александр Волков, большой поэт Павел Васильев. Есть они и в сфере изобразительного искусства. 20 июля этого года патриарх живописи Борис Филиппович Морозов отметил свой юбилей. Этот художник имеет в своем арсенале сегодня около трёх тысяч полотен. Его работы по достоинству оценены в 30 странах мира. Шесть из них после вердикта искусствоведов из Франции на международном конкурсе «Открытая Сибирь» попали в знаменитый Лувр в Париже.

Борис Филиппович, далекий от современных технологий в интернет-сети, живет в небольшом городке на границе ВКО с Россией – в Шемонаихе. Пишет картины и радуется каждому дню, который ему дарит судьба.

Несогласный с тройкой

Уже притчей стала история маленького мальчика, первоклассника Бори, который не согласился с оценкой учителя о своем рисунке. Его не устраивала тройка. И он категорически заявил, что непременно станет художником. Так и получилось.

Сначала был кружок рисования Александра Гавриловича Попова в школе имени Николая Островского, потом Алма-Атинское художественное училище, которое он окончил с красным дипломом, где ему крепкие уроки живописи преподал Абрам Маркович Черкасский. Лето. Так хочется искупаться в прохладной Алма-Атинке. Но прежде чем плюхнуться в воду, пожалуйста, сделай 50 набросков! И эти незабываемые пленэры взрастили невероятное трудолюбие в сегодняшнем мастере Борисе Морозове.

С прошлого юбилея, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, которые буквально гнули его позвоночник, он за пять лет написал 25 полотен. Причем это картины эпического масштаба, где каждая притча – откровение художника в диалоге с вечностью. Историческая основа переплетается с космическими фантазиями художника, который сердцем чувствует беспредельность бытия.

«Родина моя» – так названа юбилейная выставка, собравшая друзей, почитателей таланта из разных городов Казахстана и России, это не только Шемонаиха, а весь славянский мир, что так широко, с языческих времен отражен в работах художника. В альбоме с его графикой и живописью, выпущенном в подарок мастеру, есть триптих с таким же названием. Всадник на вздыбленном коне предстоит перед красотой матери-природы – перед ликом женщины-берегини сущего, который вырисовывается на скале. Это и восторг, и удивление – то состояние, заставляющее мастера все время брать кисти в руки.


Скульптор «Марьина утеса»

Эпичность его творчества сродни эпичности произведений «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» земляка Анатолия Иванова, с которым дружил и стал одним из участников создания фонда писателя в ВКО. По эскизам Морозова на въезде в Шемонаиху возведена на скалах, устремлённых в небо, монументальная скульптура Марии Вороновой, героини романа «Тени исчезают в полдень». Она стала главной достопримечательностью района как символ несгибаемой силы духа, свободы и любви к родине. Несколько картин «Марьин утес» были подарены в свое время Иванову и всегда включаются во все выставки художника. Естественно, что в жаркие дни июля он, как и меня когда-то впервые в 90-е годы, повел делегацию гостей к притоке реки Светлихи, как называет Убу в своих романах Иванов.

Погружаясь в былое, как не вспомнить друга и учителя, мощного, экспрессивного Леонида Агейкина, с которым связано формирование традиций Восточно-Казахстанской школы живописи. Именно он укрепил уверенность в себе тогда молодого художника. «Самое лучшее время было! Я у него очень многому научился. Он приезжал ко мне в Усть-Таловку, бывал до двух недель. Мы рисовали, общались, очень близкими друзьями были!» – вспоминает Борис Филиппович.

Исчезнувшие фрески

А познакомились они во время дебютной выставки Морозова, что разместилась в кинотеатре «Казахстан» в Усть-Каменогорске, где Агейкин расписывал стены. Он пришел на выставку, посмотрел и говорит: «Где этот парень живет? Мне надо его увидеть!». Так состоялась эта знаковая встреча. По просьбе Леонида Евтихиевича Борис Морозов помогал делать потолок в кинотеатре «Казахстан», с которым из-за высоты тот очень долго мучился. К сожалению, гениальные росписи, сродни фрескам, сегодня не сохранились. Помню, как со вдовой Агейкина Марией Владимировной мы находились в шоке, когда зашли в здание (готовились к юбилею Леонида Евтихиевича) и обнаружили голые стены. Новым хозяевам, не умеющим ценить великое, ничего не стоило, ради размещения там казино, уничтожить шедевры, на которые приходили специально любоваться. При всем том, что росписи Агейкина в кинотеатре были в списке культурно-исторических памятников. Сегодня, как ни печально, уникальное место превратили в очередной торговый центр. Хотя есть надежда, по мнению местных художников, извлечь из штукарки росписи, где свою руку приложил, получая уроки от мастера, нынешний мастер Морозов. Он сам уже воспитал не одно поколение учеников – в изостудии «Ласточка» и в стенах гуманитарно-технического колледжа, где в это лето чествовали его, нашего выдающегося земляка, члена Союза художников СССР и Казахстана, почетного гражданина Шемонаихи.

Что о нём говорят

О масштабности личности художника говорили вице-консул, заместитель представителя Россотрудничества в Казахстане Александр Дяченко, а также его коллега, член Союза художников Казахстана алматинец Максат Кантарбаев: «Сейчас ценители искусства, можно сказать, насытились сюрреализмом и другими современными веяниями. Живопись Бориса Филипповича очень тонкая и думающая, поражает своей необычной техникой исполнения и глубокими сюжетами. Его работы предлагают новый взгляд на традиции живописи».

Писатель Юрий Манаков, наш земляк, проживающий сейчас в ближнем зарубежье, который тоже явление в современной литературе, подчеркнул родство душ с Морозовым: «Борис Филиппович – великий художник и истинный подвижник, чьи работы не только привлекают внимание, но и пробуждают душу. Картины его метафоричны, в них скрыто множество смыслов. Каждый зритель находит в них что-то своё. Это настоящий живописец, потому что его работы живые, не статичные».

Хотелось в рамках этих высказываний особо заострить внимание на том, что как бы не упустить нам уникальную возможность при жизни художника организовать масштабные выставки в столице, в Алматы и других крупных городах Казахстана. Чтобы, как говорится, знали наших!

Только один пример: картина Морозова «Ангел, оставляющий след» включена в международный арт-проект «Ангелы мира», в котором участвовали 365 (по числу дней в году) работ художников планеты. Полотна Морозова выставлялись, но не у нас, на республиканском уровне, а за рубежом, рядом с кумирами Бориса Филипповича, о чем он говорит с волнением: «Это огромная честь выставляться рядом с таким великим мастером, как Марк Шагал, на работы которого я когда-то ходил посмотреть в Пушкинский музей в Москве. Очень приятно, что мои картины оценили настолько высоко, что посчитали возможным расположить их рядом с полотнами великого Шагала».

Настало время и нам оценить творчество далеко не провинциального живописца. Хотя именно провинция дарит миру таких самобытных, чистых и искренних творцов.

Вера ЛАЗАРЕВА

Подписывайтесь на наш Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых