171

С чем рифмуется COVID

Если «завтра» не будет, мы его напишем

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПОЭЗИЕЙ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА? ОБ ЭТОМ МЫ РЕШИЛИ ПОГОВОРИТЬ С ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЭТЕССОЙ И АРТ-ПРОДЮСЕРОМ СТЕФАНИЕЙ ДАНИЛОВОЙ. ОНА – ОРГАНИЗАТОР ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ С МНОГООБЕЩАЮЩИМ НАЗВАНИЕМ «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ», КОТОРЫЙ ОХВАТЫВАЛ И КАЗАХСТАН. ОДНАКО В ПРОШЛОМ ГОДУ ОН ВПЕРВЫЕ НЕ ПРОВОДИЛСЯ. [газетная статья]

-

ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ

– Стефания, когда вы в начале 2020 года принимали решение не проводить «Всемирный день поэзии», вы еще не знали, что 22 марта выпадет на жесткий карантин. Как вам удалось предугадать, что это будет время не для шумных мероприятий?

– Было внутреннее ощущение, что фестивалю не состояться. Я предвидела все трудности этого проекта и понимала, что не вывезу его вместе с защитой кандидатской. Аспирантура – в приоритете, она забирает все мое время. Пандемия дала мне возможность вздохнуть спокойно и не винить себя за пропуск фестивального года.

– Состоится ли фестиваль «Всемирный день поэзии» в 2021 году?

– Проект нашел свое переосмысление во всероссийском акселераторе для поэтов «В Профессии», на котором я выиграла грант федерального форума. Увы, из-за пандемии его не удастся провести: масштабы превышают допустимые. Нужные клубы на карантине, мероприятия срываются одно за другим. Я направляю просьбы о переносе проекта, когда ситуация «устаканится». Если будет третья волна коронавируса, проект придется переписывать на онлайн-формат, чего бы делать не хотелось.

Акселератор – это история про шесть школ, которые помогут поэту ощущать себя именно в профессии. Поэты, которые больше любят снимать клипы, или делать треки на свои произведения, или писать научные статьи… Откровенно говоря, я чувствую себя выгоревшей в плане организации настолько больших ивентов и хочу отдохнуть, оттачивая мастерство организатора на камерных событиях.

– «Лямка рюкзака ложится в руку органичней, чем твоя рука». Удалось ли за последний год куда-то съездить? Какие планы на 2021-й?

– Зимой 2020-го у меня состоялся небольшой тур по Литве (Вильнюс, творческая республика Ужупис и Клайпеда), а также большой теплый квартирник в Минске. Также я успела увидеть Эстонию, Латвию и Таиланд. Поэтому в плане недостатка путешествий мне не в чем винить закрытые границы. Повезло. Моя мечта – отправиться в бессрочный гастрольный тур, сначала по городам России, потом по СНГ. Не думаю, что в 2021-м пандемия спадет окончательно, она кардинально изменила мир, и прежнего не вернуть. Хочется пуститься в чистое творчество. История с ковидом дает нам шансы взглянуть на привычные вещи с других ракурсов и сменить фокусировку.

– Как повлиял карантин на тематику вашего творчества?

– Стоит ли говорить, что появились стихотворения и о ковиде? Текст «Мир без запаха и без вкуса» переложили на песни, он «пошел в народ», так как это взгляд на ковид от болеющего в тот момент. Я пережила этот опыт в октябре и изложила свои ощущения в стихотворении. Готовлю к изданию книгу «Лучшее за 10 лет»: в 2021 году будет 10-летний юбилей с момента первого выступления, презентации первой книги. Это будет год подведения черты. Это тематики и стилистики, к которым я не планирую возвращаться.

На исходе 2020-го вышло много книг о ковиде в жанрах прозы, научпопа, медицины. И поэты не отстали – я выпустила антологию стихотворений, посвященных эпохе пандемии: «Возврату не подлежит». Не вернуть полтора миллиона жизней, билеты в другие страны и время, которое мы всей планетой планировали провести по-другому. 124 поэта под одной обложкой объединились, чтобы каждый смог выразить свою боль. Насколько легка книга по весу, настолько тяжело ее содержание.

С КАЗАХСТАНОМ НАКОРОТКЕ

– Знакомы ли вы с кем-то из казахстанских авторов?

– Безусловно. У вас живут удивительные поэты! Виктория Аршукова, пишущая под псевдонимом Авокушра. Мне есть чему у нее поучиться в плане ведения «Инстаграма» и «Таплинка», за ее жизнью и поэтической мыслью интересно следить уже долгие годы, мы тепло общаемся. Калима Мурзабаева курировала фестиваль «Всемирный день поэзии» в Казахстане, у нас происходят долгие философские беседы по телефону, я не устаю поражаться ее легкости и мудрости, космическим веяниям в ее поэзии. Она пишет в отрыве от традиционных техник, ее стихи нужно воспринимать внутренним океаном, а не рассудком.

Разум – не то, чем стоит читать вообще любую поэзию, мне кажется. В 2012 году я плотно общалась с Александрой Прощенко, которая сейчас живет в США, ей посвящено одно из моих стихотворений «Пожалуйста, за собой его не зови». На форуме молодых писателей я познакомилась с писателем Аскаром Мукаевым, он очень дотошно и вдумчиво подходит к литературе. Случайно нашла в сети Айзу Маргулани, и мы подружились. Это юная девушка, которая дважды выиграла грант на обучение в США и Корее, она из тех, кто достигает всего сама и делится своим опытом на «Ютуб»-канале и в «Инстаграме». Талантливый человек талантлив во всем: она художник и автор янгэдалт-книги «Айрин» с захватывающим сюжетом. А в прошлом году поэт Батырхан Сэрсенхан переводил мои стихи на казахский язык для одной из местных газет. Со многими из вышеупомянутых я бы хотела поработать на одной сцене, а с каждым – выпить по чашке кофе и поговорить о литературе и жизни.

ЭЛИТАРНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

– Нынешнее время располагает к экспериментам. Что будет происходить с поэзией в цифровую эпоху?

– Думаю, что живые концерты перейдут в ряд элитарных. Пообщаться с автором вживую будет труднее, цены повысятся. Поэты будут не просто кидать стихи в сеть, они начнут создавать сообщества вокруг своего творчества. Небольшие, но гордые. Будут придумывать свои ритуалы, для того чтобы укрепить доверие и привлечь внимание именно тех, кому нужны конкретно они. Поэт перестанет быть кумиром, за которым слепо пойдут. Он, выходя в сеть и на сцену, творит вместе со своей аудиторией, интересуется их мнением, голосом, мотивирует на сотворчество: «Какие цитаты вы бы хотели видеть на футболках? Я хочу создать футболки, но носить их вам, поэтому вы имеете право выбрать».

Мне и моим коллегам, которые не являются звездами класса А, важнее сейчас развивать глубокие отношения с камерной аудиторией, чем поверхностно работать на большой зал. Лично я хочу, чтобы каждому зрителю, даже пришедшему «пустым», было с чем уйти. С мыслью, инсайтом или просто покоем в растревоженном сердце. С любой небольшой, но важной переменой. Я специализируюсь на тематических вечерах: например, презентацию «Возврату не подлежит» в Москве мы провели в центре, где стояла елка, украшенная ограничительной лентой и оранжевыми конусами дорожных работ, а также была выставка о жизни в эпоху пандемии. В Петербурге недавно состоялся концерт-медитация, где гости под моим руководством создавали свечи из вощины, загадывали желания и слушали стихи, настраивающие только на хорошее: «Если завтра не будет, я его напишу», «Попробуй взглянуть по-другому на жизнь», «Слушай сюда: будешь не умирать, а жить».

Мне кажется, эпоха пандемии, несмотря на свою разрушительную силу и желание живописать ее темными красками, учит нас творить созидательное и поддерживать друг друга, пока мир вокруг раскачивается и лихорадит.

Олег БЕЛОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество