Предприниматель и потребитель: борьба и единство противоположностей
ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАЧАЛО ЗАНИМАТЬСЯ ЕЩЕ В XVIII ВЕКЕ ДО Н. Э. ЭТО ОТРАЖЕНО В ПЕРВЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ, А ИМЕННО В СТАРОВАВИЛОНСКИХ ЗАКОНАХ ХАММУРАПИ. ДАЛЕЕ СЛУЧИЛСЯ НЕМАЛЫЙ ПЕРЕРЫВ, НО В 1962 ГОДУ ДЖОН КЕННЕДИ ВВЕЛ «БИЛЬ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ». АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ПРОИЗНЕС В КОНГРЕССЕ РЕЧЬ, НАЗВАВ ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВ, КОТОРЫЕ ПО ИДЕЕ ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ КАЖДОМУ ИЗ НАС, В КАКОЙ БЫ СТРАНЕ МЫ НЕ ЖИЛИ. ЭТО ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ВЫБОР, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, А ТАКЖЕ ПРАВО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ. [газетная статья]
Наш собеседник Жаслан Айтмаганбетов, председатель объединения юридических лиц Республиканской ассоциации потребителей Казахстана, профессионально и в течение многих лет отстаивает эти наши права.
ГВОЗДИ В КОЛБАСЕ
– Такое большое и справедливое дело даже на беглый взгляд выглядит хлопотным. Почему вы решили им заняться?
– Для начала уточню: перечень прав, перечисленный вами, Международная организация потребителей, насчитывающая более 250 организаций-членов в 120 странах мира, увеличила еще на две позиции – право на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. Согласитесь, дополнение существенное и отвечающее реалиям сегодняшнего дня.
А со мной случилась такая история: будучи студентом юрфака, поднакопил деньжат и купил мобильник, один из первых в ту пору. Но радовался недолго, телефон оказался бракованным. Разбирательство с продавцом ни к чему не привело, забирать гаджет и возвращать деньги он наотрез и в агрессивной форме отказался. Я основательно подготовился в правовом отношении, обратился в суд. В результате выиграл процесс, получил компенсацию, которая позволила приобрести мобильник новой модели и по более дорогой цене. Мне очень помог тогда Алексей Вадимович Тахтеев, руководитель карагандинского НПО «Гарант» по защите прав потребителей. После вуза я, молодой специалист, уже не мыслил себя на другом поприще и пришел работать в «Гарант».
– С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?
– От самых на первый взгляд неподъемных до заурядных бытовых. Впрочем, для человека, который пришел к нам со своей обидой, которого «отфутболили», вместо того чтобы исправить свои же промахи в работе, это отнюдь не рядовая ситуация. Помните, было такое поветрие: по распоряжению администрации не пускали в магазины посетителей с сумками, их требовалось оставлять на входе. Многие это покорно выполняли. Но один человек возмутился: «А кошелек мне прикажете в зубах держать?». Мы полностью разделили его недоумение, пошли с иском в суд, действия торговой администрации были признаны незаконными, активный гражданин получил приличную денежную компенсацию за моральный ущерб.
ПОМНИТЕ, БЫЛО ТАКОЕ ПОВЕТРИЕ: ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ НЕ ПУСКАЛИ В МАГАЗИНЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С СУМКАМИ, ИХ ТРЕБОВАЛОСЬ ОСТАВЛЯТЬ НА ВХОДЕ. МНОГИЕ ЭТО ПОКОРНО ВЫПОЛНЯЛИ. НО ОДИН ЧЕЛОВЕК ВОЗМУТИЛСЯ: «А КОШЕЛЕК МНЕ ПРИКАЖЕТЕ В ЗУБАХ ДЕРЖАТЬ?»
С чем только не обращаются к нам люди… Гвозди, обнаруженные в колбасе, презерватив в буханке хлеба. Или в вакуумной упаковке с кашей бойко прыгало насекомое, похожее на блоху. Экспертиза, на которую отправился скандальный продуктовый экземпляр, выяснила, что это африканский мукоед. И смех, и грех. Но владельцам такой экзотики было не до смеха, мы же не отступили и довели дело до конца.
Случаются и более масштабные процессы, когда приходится спорить с монополистами. После нашего вмешательства и рассмотрения в суде удалось выиграть иск на 140 миллионов тенге, незаконно начисленных жителям за услуги по теплоснабжению. До этого обращения в прокуратуру, антимонопольный комитет и акимат не давали результата, наоборот, нас уверяли, что ничего не добьемся. В другой раз мы остановили необоснованное повышение тарифов на газ, правда, действовали уже вместе с антимонопольным комитетом.
Знаете, в таких ситуациях появляется здоровый азарт, когда осознаешь, что можешь восстановить справедливость, поставить на место кого-то зарвавшегося на свое м посту, который он привык считать личной вотчиной.
ЛУЧШЕЕ – ВРАГ ХОРОШЕГО
– Давайте уточним, что этот азарт опирается на законодательство Республики Казахстан!
– Безусловно. После закона, принятого в 1991 году, за несколько месяцев до распада Союза, в 1993-94 годах был издан ряд правительственных постановлений. Первый закон «О защите прав потребителей» в рамках независимого государства увидел свет в 2010 году. Летом прошлого года вышел закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прав потребителей».
С одной стороны, наша деятельность не остается без внимания высших государственных структур. С другой – к сожалению, не всегда к нам, работающим «на земле», внимательно прислушиваются.
– И поэтому вы решили объединиться?
– Вместе будет легче отстаивать свои позиции, по ряду моментов нашей практики это стало просто необходимо. Объединение мы зарегистрировали в прошлом году, в него вошли 30 самых активных профильных НПО из 15 областей Казахстана.
– Но на самом деле их ведь гораздо больше, судя по официальной статистике?
– Еще несколько лет назад их было около сотни, но, к сожалению, у многих попросту опустились руки. Выскажу крамольную на первый взгляд мысль, но прежнее законодательство больше отвечало нашим целям и задачам, логичнее регулировало деятельность НПО, подобных «Гаранту». Теперь его решили улучшить. Раньше мы оказывали бесплатную помощь гражданам, при этом зарабатывали сами и приносили прибыль государству. Так происходило за счет штрафных санкций, которые накладывались на нерадивых предпринимателей, нарушивших закон в отношении потребителей. Санкции убрали, нарушители отделываются легким испугом в виде предупреждений, мы остались без финансирования. Поэтому пока выживают наиболее стойкие кадры, в большинстве – предпенсионного возраста, а молодые юристы предпочитают нас обходить стороной.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗДОРОВЫЙ АЗАРТ, КОГДА ОСОЗНАЕШЬ, ЧТО МОЖЕШЬ ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО КОГО-ТО ЗАРВАВШЕГОСЯ НА СВОЕМ ПОСТУ, КОТОРЫЙ ОН ПРИВЫК СЧИТАТЬ ЛИЧНОЙ ВОТЧИНОЙ.
СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ…
– Но, согласитесь, бизнес, тем более малый и средний, государство тоже хочет поберечь, а не обкладывать штрафами.
– Не возражаю. Но не за счет же покупателей или другого рода клиентов! В Министерстве торговли и интеграции РК создан комитет по защите прав потребителя, в областях открылись его департаменты. У нас в Караганде там трудятся два специалиста, которые искренне говорят, что с этой сферой не знакомы. А народу в области проживает около полутора миллионов, вот и судите сами… Конечно, мы постоянно подключаемся, помогаем, чем можем. Но и нам надо бы помочь. Недавно очень рассчитывали получить грант, который выделялся как раз по нашему профилю. Но грант отдали НПО, занимающейся совсем другими вопросами.
Мы постоянно проводим круглые столы с участием депутатов, других официальных лиц из разных министерств и ведомств. Нас слышат и это обнадеживает. В конце концов, мы все потребители, ходим в супермаркеты и маленькие магазины, отдаем вещи в химчистку, обращаемся в туристические агентства. Поэтому я уверен, что сможем найти золотую середину в решении организационных и правовых проблем. Казахстанский потребитель должен себя чувствовать вполне защищенным.
– И все равно, наверное, остаются случаи, когда вы не можете кому-то помочь восстановить справедливость?
– Мы сейчас получили на экспертизу концепцию нового законопроекта. Приложим все силы, чтобы в него вошли наши предложения. Часто бывает так: пришел человек на рынок, приобрел вещь или продукты, чек не потребовал. Покупка оказалась некачественной, дебаты с продавцом ни к чему не привели. Он даже отказался назвать свои данные. Как быть в этом случае? Мы предлагаем простой выход: каждый предприниматель обязан у себя над рабочим местом прикрепить вывеску с указанием своих данных, адреса предприятия и т. д. Причем ответственность за размещение такой информации должен нести не только он, но и владелец торговой площади, которую предприниматель аредует. Сделать это совсем нетрудно, больших финансовых затрат не потребует, а порядок будет обеспечен.
Представители бизнеса в случае конфликтных ситуаций могут обратиться за помощью в Палату предпринимателей «Атамекен», есть уполномоченный по защите их прав. Но предприниматель не может существовать без потребителя. Мы скованы, как говорится, одной цепью. Вот и надо сделать так, чтобы она никому не причиняла дискомфорта.
Светлана СИНИЦКАЯ