Примерное время чтения: 3 минуты
32

Потребитель, знай свои права!

ЗАЩИТА ПРАВ КАЗАХСТАНСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СТАНОВИТСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ ОСОБЕННО АКТУАЛЬНОЙ. И РАБОТА В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. [газетная статья]

Интересные данные в этой связи поступают в эти дни из разных регионов Казахстана. Возьмём, к примеру, Восточно-Казахстанскую область. Здесь только в минувшем году по 699 жалобам потребителей вернули им более 9,3 млн тенге. Больше всего жалоб на некачественные товары, на недобросовестное предоставление услуг. Это в первую очередь связано с розничной торговлей непродовольственными товарами.

Виталий Воронов.
Виталий Воронов.

Граждане жалуются на то, что не могут обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги. В области в 2021 году было проведено восемь внеплановых проверок, по их результатам вынесены предписания об устранении нарушений прав потребителей, наложены административные взыскания. Если же предприниматель в течение года повторно нарушает права потребителя, то к нему применяется форма административных взысканий в виде штрафа.

Очень часто потребители обращаются с жалобами на то, что предприниматели после покупки ненадлежащего товара не отвечали им на досудебные претензии по поводу его обмена или возврата денег, несмотря на то, что должны сделать это в течение 10 календарных дней. Когда сроки выходили, люди обращались в областной орган по защите потребителей. А как только его сотрудники приходили в торговый дом с проверкой, потребителям тут же предоставляли ответ на досудебную жалобу и обменивали товар либо возвращали деньги.

Иными словами, такой молодой институт, как Комитет по защите прав потребителей и его структурные подразделения, которые появились в стране летом 2019 года, оказались эффективными, потому что обладают функциями государственного контроля в отличие от общественных объединений.

Далеко не все граждане знают, что в Казахстане функционирует трёхступенчатая система рассмотрения жалоб в сфере защиты прав потребителей. Сначала потребитель и предприниматель самостоятельно стараются урегулировать спор, в том числе с помощью соответствующих обществ. Если первый недоволен результатами, то он обращается в соответствующий департамент. И при необходимости, спор может перейти уже в суд, это уже третья стадия рассмотрения требований. Но гражданин может и сразу обращаться в комитеты защиты прав потребителей, если понимает, что поставщик товара или услуг не собирается удовлетворить его требований.

Сейчас разрабатывается единая структура по защите прав потребителей в форме палаты или ассоциации, которая должна регулировать взаимоотношения между предпринимателями, которые предоставляют услуги или товары, и потребителями, стать для государства важным стратегическим партнером, а для общественных объединений – серьезной поддержкой.

Виталий Воронов, адвокат, глава компании «Воронов и партнёры»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых