Примерное время чтения: 4 минуты
44

Почём у нас бесплатное?

Карина Бикинеева / открытый источник

Соседка Алия недавно отметила почтенный юбилей. Собрались дети, родственники, друзья прикатили из пары областей. И каждому перед праздничным дастарханом виновница торжества строго-настрого приказала не произносить вслух её нешуточную паспортную дату. А тех, кто в витиеватом тосте всё же таковую упоминал, ждал бравурный пассаж бдительного пианиста, глушивший дальнейшие рассуждения незадачливого гостя [газетная статья].

Алия – дама активная, «серебряный» возраст не считает помехой, точнее, расценивает как дополнительный ресурс к разнообразным занятиям, включая дальние путешествия. Зарабатывает больше, чем в молодости, имеет славу отличного репетитора, благодаря чему её подопечные быстро начинают преуспевать в знании английского, побеждают на олимпиадах и успешно сдают тесты для учёбы за рубежом.

Но ближе к сути вопроса, хотя эта преамбула тоже не ради лирического отступления. Через неделю выходит Алия из дома и, намереваясь вовремя поспеть на лекцию по киноискусству, садится в автобус. В салоне немноголюдно, и перед тем как занять свободное местечко, она прикладывает пенсионную проездную карточку «Онай» к терминалу. Тут на экране вместо положительной зелёной галочки, извещающей, что платёж произошёл, начинает мигать отрицательная красная крестовина и при этом гневно верещать. Несколько дополнительных попыток к успеху не приводят. Молодёжь, наблюдавшая за беготней пассажирки от одного терминала к другому, сочувственно комментирует, что деньги на карточке всегда кончаются неожиданно и не вовремя. Но Алия-то помнит, что на днях забросила на «Онай» приличную сумму. Все же решает и ее пополнить, не зайцем же ехать до своей остановки. Однако транш в 500 тенге банк не принимает, известив озадаченную клиентку, что её карточка заблокирована. Алия прямиком к водителю с вопросом, как быть. Тот велит не отвлекать его от производственного процесса и разбираться с проблемой самостоятельно. Проблема усугубляется появлением в автобусе контролера, который также не вносит ясности и велит незамедлительно оплатить проезд наличкой в размере 150 тенге или покинуть транспортное средство. К счастью, Алия, привыкшая всюду и везде, как и все мы сейчас, расплачиваться через гаджет или банковскую карту, обнаруживает в кармане некоторую полузабытую наличность и покорно вручает её водителю в обмен на жёлтенький бумажный билетик.

На лекцию ей уже не хочется, выйдя из автобуса, начинает дама звонить по телефону, указанному на «онайке». Снисходительный девичий голосок, обозвав бабулей, сообщает, что возраст, наступивший неделю назад, даёт ей право на бесплатный проезд. В конец замороченная Алия изумленно спрашивает, какой же он бесплатный, если вместо привычных пенсионных сорока тенге и при заблокированной карточке пришлось заплатить почти в четыре раза дороже. Поскольку такой вопрос, видимо, задавался не впервые, девица заученно объяснила, что теперь Алие нужно добраться до районного отдела занятости и социальных программ, имея при себе одно, другое, пятое, десятое, где вопрос будет решен соответствующим образом.

Четыре очередных маршрута на городском транспорте обошлись моей соседке еще в 600 тенге. В райотделе с неё потребовали полтысячи за новую карточку с десятидневным сроком изготовления. Алия не удержалась от вопроса, зачем ужно заменять один кусок пластика на другой? Неужели не проще и для всех дешевле просто сделать бесплатным этот? Сотрудница строго ответила, что они работают через «цифру» и такой вариант не предусмотрен. Потом добавила, что старую карточку теперь разблокируют – для использования до получения новой. После чего можно отправляться в офис компании «Онай», где вернут оставшиеся денежные средства.

Потерю за один день тысячи с лишним тенге Алия не расценивает для себя как критичную. Чем, конечно, отличается от многих, возможно, оказавшихся на её месте. Для Алии гораздо дороже всплеск отрицательных эмоций и разочарования, которые явно не планировались государством, решившим в очередной раз проявить внимание и гуманное отношение к своим гражданам. Но при этом за дело взялись обладатели кривых рук и неадекватного образа мышления, явно действовавших не через «цифру», а через совсем другое место.

Нет чтобы прислать человеку на мобильник вместе с поздравлением интеллигентное сообщение, что отныне в его расходы не будут входить транспортные. Извещают же нас о возможном сходе лавин, заморозках на почве, грозах или аномальной жаре. Не пора ли освоить и другие жанры общения с людьми? В южном мегаполисе недавно круто разобрались с держателями монопольного парковочного бизнеса. Может быть, и к деятельности транспортного холдинга «Онай» надо внимательнее присмотреться кому следует?

Светлана Синицкая

Оцените материал
Оставить комментарий (0)