Мажилис на минувшей неделе после очень серьёзной доработки и ожесточённых дебатов принял поправки в Строительный кодекс и сопутствующий ему законопроект, который призван существенно изменить всю градостроительную практику в стране.
Сказать, что работа над этим документом была напряжённой, а борьба за некоторые поправки и изменения статей не прекращалась вплоть до голосования, не сказать ничего. Лоббисты строительных гигантов устраивали баталии по каждому пункту или слову, так что само принятие кодекса можно считать огромной победой тех, кто стремится навести хоть какой-то порядок в нашей строительной отрасли.
В частности, буквально яростное сопротивление лоббистов вызвал пункт об ужесточении требований к строительству на сейсмоопасных территориях и обязательный учёт карт селе- и оползнеопасных участков. Излишне говорить о том, что это прежде всего касается застройки предгорий Алматы и всех этих массовых нарушений норм и правил, которые практикуют здесь строительные компании.
Но депутаты сумели преодолеть этот лоббистский барьер, также как и сопротивление по поводу цифровизации процессов строительства для обеспечения прозрачности на всех его этапах и регламентации норм по государственному архитектурно-строительному контролю посредством автоматизированной информационной системы.
Были и другие пункты, по которым велись активные споры: например, об участии общественности в обсуждении решений по архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с возможностью внесения предложений по принимаемым решениям, затрагивающим общественные или частные интересы.
Чтобы представить накал борьбы, достаточно упомянуть о том, что ко второму чтению по проекту кодекса поступило 2007 поправок (!), а по сопутствующему законопроекту – 265.
Депутат Мурат Абенов, один из главных инициаторов радикальных поправок в кодекс, после голосования сказал очень и очень важные слова: «Принятие Строительного кодекса – это только начало. Мы приняли, ужесточили требования, а вот дальше благодаря ему будем требовать проверок, расследований, уголовных дел, возврата денег обманутым дольщикам, восстановления качества, соблюдения гарантий. Пусть строительный бизнес не думает, что мы участвовали только в подготовке кодекса и теперь отойдем в сторону, а они останутся один на один с гражданами. Ничего подобного. Полный жёсткий контроль».
Вот это, пожалуй, самое главное – исполнить то, что предписано законом. Ведь и раньше принимались очень даже полезные предписания и даже законодательные акты о строительстве, пресечении нарушений, надзоре, участии общественности и т. п. Однако строительные компании умели всё это обходить, игнорировать, саботировать и делать свои неблаговидные дела так, как считали выгодным.
Удастся ли на этот раз организовать противодействие мощному строительному лобби? Судя по решительному настрою многих депутатов, на это есть надежда. Но депутаты, как известно, переизбираются, а строительные гиганты остаются. И вполне могут внедрить ещё больше своих лоббистов не только в исполнительные органы, но и в сам парламент…
Сергей ЛЕОНОВ