Помните, как маленький принц в знаменитой сказке Антуана Сент-Экзюпери изобразил слона, проглоченного удавом? Но взрослые не понимают совершенно очевидных вещей, и пришлось доказывать, что это вовсе не шляпа. Зато когда он попросил своего взрослого друга нарисовать барашка, а на листе возник ящик, малыша вполне устроило объяснение, что барашек внутри и спит.
Это история и о том, как часто мы не понимаем, что нужно детям, и те, кто реформирует образовательные программы, далеко не всегда сверяют их с особенностями этого возраста. Тем ценнее, что сенатор Амангельды Тлемисов адресовал депутатский запрос заместителю премьер-министра Тамаре Дуйсеновой об отсутствии предмета «изобразительное искусство» в учебных планах общеобразовательных школ.
В контексте глобальных государственных забот он посчитал, что эта проблема также достойна вызывать немалое беспокойство, отрицательно отражаясь на развитии детей. Сенатор подробно перечислил необходимость преподавания ИЗО, стимулирующего творческое мышление и фантазию, возможность выражать свои эмоции не только вербально, но и с помощью художественных средств, и благотворное влияние изобразительного искусства на более успешное усвоение ребёнком всей школьной программы и стимуляцию мелкой моторики.
Словом, всё то, чем занимается Жанар Сатубалдина, учитель художественного труда, педагог-исследователь по авторской программе «Палитра мастерства». Она разработала мастер-класс «Рисование в технике ниткографии». Техника оригинальная и уже одним этим цепляющая детское воображение. Жанар Каримтаевна считает, что к рисованию школьника надо не принуждать, а постепенно открывать перед ним красочный мир, в котором столько радостного вдохновения. Надо учитывать, по её мнению, что рисование кистью и карандашами требует определённых навыков, из-за их отсутствия ребёнок быстро разочаруется результатами своих художественных опытов. Напротив, нетрадиционное рисование, очень простое и доступное, поможет ему не только получить удовольствие от процесса, но и сыграет важную роль в общем психическом развитии ученика.
Перед тем как начать освоение шерстяной нитки в качестве кисти, ребята успевают порисовать шариками, трубочками и даже ватными палочками, убедившись, что это можно делать, чем душе угодно. А теперь они берут три нити, заполняют колпачки красной, синей и жёлтой красками. Дальше надо каждую обмакнуть в свою краску, положить между двумя бумажными листами и затем аккуратно по очереди вытянуть нити.
Всё зависит от расположения нитей, в итоге получается то цветок, то причудливая цветовая абстракция. В общем, ситуация полного восторга, соревнования и требований продолжить увлекательное занятие на следующем уроке. Особенно после сообщения педагога о том, что такое рисование – не баловство для малолетних, а занятие профессиональных маститых художников, и первые рисунки в этой технике появились в Мексике. Кому же не захочется ощутить себя завзятыми ниткографистами!
Запрос сенатора возымел действие. В этом году предмет ИЗО изучали в третьем классе, в будущем учебном году он придёт на полном основании к четвероклассникам. Сегодня изобразительное искусство входит в состав предмета «художественный труд», которому отведено у пяти- шестиклассников по два часа в неделю, один час из которых посвящён изобразительному искусству.
Марат СЕЙТКАЗИЕВ