На брифинге в СЦК об этом рассказал вице-министр здравоохранения РК Олжас Абишев
«Информационная безопасность — раньше до цифровизации были бумажные амбулаторные карты, бумажные записи. Никто в то время сохранности медсведений не гарантировал вам. Любая уборщица, техспециалист, обслуживающий здание мог получить доступ к любым данным и ознакомится с записями врача, сфотографировать даже мог. Но на уровне цифровизации у нас сохраняется золотой стандарт — 99,6% по безопасности. Также на уровне Минздрава мы обеспечиваем безопасность совместно с КНБ. Мы каждый месяц проходим проверку на информационную безопасность, как внутри наших структур, так и внешними уполномоченными органами по информбезопасности», — сказал он.
По его словам, с начала внедрения системы цифровизации здравоохранения именно в системах здравоохранения ни одной утечки медданных не зафиксировано. При этом Абишев рассказал, кто имеет доступ к электронному паспорту здоровья — это пациент и его лечащий врач.
«Если у вас есть ЭЦП либо вы зарегистрированы на портале электронного правительства, то любой гражданин Казахстана, имеет доступ к своему электронному паспорту здоровья. Медработник, используя информационные системы в рамках своей профессиональной деятельности, не имеет права выкачивать информацию и не имеет права копировать информацию. Он имеет право вносить информацию об оказанных медслучаях в рамках своей профдеятельности. То есть там нет такого, чтобы распечатал, скопировал на флешку — такого нет. Единственное, есть при обращении самого пациента, то распечатывают ему его историю болезни. В то же время сейчас мы работаем над тем, чтобы эти моменты были отображены человеку через смс: что вот с вашим паспортом здоровья такие то действия происходят. Сейчас все это настраивается», — сообщил вице-министр.
Как он указал, весьма успешный опыт имели смс-уведомления по лекарствам.
«Хороший пример — в прошлом году запустили, когда лекарства выписывают, смс приходят к человеку, а человек обращается, мол, я такого лекарства не получал. Многие говорят, у меня нет смартфона, компьютера, но мы ориентируемся на смс-уведомление для обратной связи, потому что хотя бы простой телефон у большинства граждан все-таки есть. И они могут либо позвонить, либо смс прислать, чтобы у нас была обратная связь, насколько та услуга, гарантированная государством, правительством, она дошла до наших граждан», — сказал Олжас Абишев
Он также добавил, что за последние годы было выявлено несколько фактов оказания медицинских услуг населению без ведома самих граждан.
«В прошлом году мы запустили СМС-уведомление для наших граждан о получении бесплатных лекарственных средств и после рассылки более 100 тысяч сообщений мы получили как обратную связь 8 тысяч смс, что эти лекарства не были выделены. То есть это определенные мошеннические мероприятия, которые были выявлены с помощью цифровизации. В дальнейшем мы хотим с помощью электронного паспорта здоровья выявлять такие моменты, как оказаны ли были услуги, а также степень удовлетворенности населения оказанными медуслугами, обратную связь по лечащему врачу, либо прикрепленной поликлинике», — заключил представитель Минздрава.