110

Как построить умный город?

Аким Нур-Султана Алтай Кульгинов: «Мы корректируем генеральный план с учётом новых реалий и новых прогнозов»

ТЯЖЁЛАЯ СУДЬБА ЛРТ, СНЕЖНЫЕ ЗАВАЛЫ, КОМАРЫ, ЛИВНЁВКИ, ДОЛГОСТРОИ И МНОГОЛЕТНЯЯ ГАЗИФИКАЦИЯ. ЗА КРАСИВЫМ ФАСАДОМ НЕБОСКРЁБОВ И ОГНЯМИ БОЛЬШОГО ГОРОДА СКРЫВАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ, ПОДЧАС НЕЗРИМАЯ РАБОТА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. КАКОВО ЭТО – ОТСТАИВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В НУР-СУЛТАНЕ? ОБ ЭТОМ В ОЧЕРЕДНОМ ВЫПУСКЕ ПРОГРАММЫ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» ЕЁ ВЕДУЩИЙ ЕРЛАН БЕКХОЖИН СПРАШИВАЛ АКИМА СТОЛИЦЫ. [газетная статья]

ОБ ОТОПЛЕНИИ СТОЛИЦЫ И ЕЁ ГАЗИФИКАЦИИ

Ерлан БЕКХОЖИН: Президент Токаев, когда представлял вас, отметил высокие организаторские способности квалификацию. Это большое доверие. Наверное, не так просто держать высокую планку?

Алтай КУЛЬГИНОВ: На данном этапе у нас есть свои приоритеты, которые поставило руководство страны. Каждый год мы увеличиваем объём жилого фонда. Например, в 2019 году построили 1 млн 700 тыс. квадратных метров жилья. В 2020-м – уже 3 млн кв. метров. В 21-м запланировали 3 млн 200 тыс. квадратных метров жилья. Это всё нужно обеспечивать инженерными сетями, благоустройством. То есть создавать условия для нормального быта людей. Это непростая работа. Какие системные вопросы сейчас перед нами стоят? Из основных – всё-таки завершить строительствоТЭЦ-3. Всё городское жильё надо обеспечивать теплом, учитывая то, что у нас 7,5-8 месяцев отопительного сезона. Вот в этом году мы отопительный сезон начали 20 сентября, когда первый снег пошёл.

Е. Б.: Все прогнозируют очень холодную и снежную зиму в этом году. И как бы эффективно вы ни решали проблемы, какие бы прекрасные условия в городе ни создавали, если не убрали вовремя снег – оценка вашей деятельности сильно понижается. Вот отопительный сезон начался довольно спокойно. Какова на этот раз ваша готовность? Все ли службы учли прошлые ошибки? И в частном секторе хватает ли запасов угля?

А. К.: Запасов угля хватит, я сразу скажу. Но, вы знаете, требуется колоссальная работа каждый год, чтобы подготовиться. Как только мы завершаем отопительный сезон, сразу же начинаем готовиться к следующему. Все это нужно во время модернизировать, ремонтировать. Вот такие технические задачи обеспечивают нормальную жизнедеятельность столицы. Я уже цифры назвал – такую высокую планку подняли по строительству жилья. Это же инвестиции, рабочие места, налоги, экономика. Но в месте с тем это новые вызовы. Надо все это обеспечивать инженерными сетями. Поэтому в перспективе, если мы вовремя не станем делать, будут проблемы со своевременной подачей тепла. Чтобы этого не было, мы должны завершить ТЭЦ-3, она даст дополнительно 420 Гкал тепла, и этого не будет достаточно по темпам развития. Поэтому благодаря газификации мы будем строить, уже сейчас проектируем локальный газовый котельник по 600 Гкал каждый. Это в районе Талдыколь, и тот будет район Жагалау покрывать. И в районе нового вокзала. Следующий отопительный сезон мы должны дать порядка 1000 Гкал тепла. И в последующие годы – в 23-м, в 24-м – 1500 Гкал тепла. И тогда город нормально будет функционировать согласно генеральному плану.

Е. Б.: Вы тему газификации затронули. В целом там проблем нет по реализации этих планов?

А. К.: Это исторический проект Елбасы. Газификация находится на контроле и у действующего президента лично. Вначале были сложности. 11 месяцев две компании судились между собой в 2018- 2019 годах, бились, кто выиграет конкурс. Конкурсы все проведены, все работы определены, подрядчики по местам определены. И в 2020 году проложено 370 км инженерных газовых распределительных сетей в частном секторе. В этом году в планах 317 км сетей. Итого на данный момент 645 км мы уже проложили. Мы обеспечим доступ к газу каждого дома. Уже в Сарыркинском районе свыше 500 домов подключили к газу, и они счастливы. Надо сразу сказать, что газификация будет длится до 2023 года. То есть в несколько этапов.

О ПРОГНОЗАХ

Е. Б.: Все хотят жить в столице...

А. К.: С каждым годом мы видим рост населения на 55-60 тысяч человек. Значит, больше школ мы должны строить. В мае выпустили 7 тыс. выпускников школ, а в сентябре приняли 24 тыс. первоклассников, в три раза больше. Значит, мы должны больше педагогов готовить, больше школ нужно строить. Каждые 10 лет генеральный план корректируется с учётом реалий. В 2010 году, когда генеральный план корректировали, прогноз был, что 1 млн 200 тыс. населения будет в 2030 году. Этой цифры мы достигли в 2020 году. Сейчас корректируем генеральный план с учётом новых реалий и новых прогнозов, что в 2030-м прогнозируется 2 млн человек населения. Это значит – нагрузка на инженерную инфраструктуру, на дорожную структуру, дополнительные дороги, мосты мы должны строить. Потому что чем больше людей, тем больше транспорта. В 2010 году было официально зарегистрировано чуть больше 200 тыс. единиц автотранспорта, а сейчас 380 тыс. единиц. Это зарегистрированных только. А сколько транзитного потока! А сколько тех, кто временно приезжает, временно живёт! И всё нагрузка на дорогу.

ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК СТОЛИЦЫ Е.

Б.: А мы как-то будем стремиться, чтобы Нур-Султан ещё стал и смарт-городом?

А. К.: Это основная задача. Потому что сейчас век технологий, цифровизация с каждым днём развивается, и смарт технологии мы должны развивать. Есть отдельная концепция Smart City, над которым мы сейчас и работаем.

Е. Б.: Да. Кстати, в послании президент тоже делал акцент на том, что надо переходить на цифровизацию, использовать новейшие технологии.

А. К.: С каждым годом новые проекты появляются. Вы помните первое время, когда «Сергек» появился? Сейчас мы каждый год 6-7 тыс. камер устанавливаем. В этом году 7,5 тыс. камер. Если раньше на каждом перекрёстке стоял один полицейский, сейчас вы этого не увидите. Жители стали дисциплинированны, они видят, что есть камеры видеонаблюдения, которые фиксируют нарушения. Благодаря этим проектам в целом преступность в городе снизилась на 30%, смертность от ДТП на 60%. Мы сделали не только безопасные дороги, но и устанавливаем камеры во дворах и в общественных пространствах, парках, скверах. Преступность в общественных местах снизилась на 70%. То есть люди понимают, что есть контроль. Если вы на европейские города посмотрите, скажем Лондон, пока вы из дома вышли на работу и обратно, вы, наверное, 200 или 300 раз попадете на камеру. Это безопасность, это не для того, чтобы следить за кем-то, а чтобы обеспечивать общественный порядок. Это один из смарт-проектов. Есть интеллектуальная транспортная система. У нас же количество транспорта растёт, в час пик интеллектуальная транспортная система регулирует потоки. Благодаря этому снизилось время в пути на 20%. В период пандемии мы видим, как смарт-технологии нужно развивать. IT-совет создали, чтобы разные IT-решения предлагать. И радует, что наши специалисты предлагают свою платформу, например Ashiq. Сейчас благодаря этой системе, этой программе бизнес работает.

И ещё мы работаем согласно поручению главы государства над геопорталом. То есть делаем цифровой двойник города, все инженерные сети оцифровали уже, и получилось так, что общая протяженность 15 тыс. км.

Е. Б.: В каком году весь Нур-Султан будет как на ладони?

А. К.: Знаете, это процесс постоянный, вот к этому мы и стремимся. Сейчас в проектах уже на стадии проектирования закладываем установку камер в домах. То есть в подъездах, это безопасный подъезд, безопасный двор. Мы этот проект развиваем. Все школы и садики обеспечены камерами наблюдениями. Это для безопасности детей.

ТЯЖЁЛЫЙ ЛЕГКОРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ

Е. Б.: Вс-таки какова судьба ЛРТ? Где-то новые пролеты строят, а где-то эти опоры снесли. Вы можете пояснить? Вообще для города ЛРТ нужно или нет?

А. К.: Если смотреть в долгосрочной перспективе, это капиталоемкий проект. С инженерной точки зрения, с инфраструктурной точки зрения. На будущее, чтобы развивать общественный транспорт, когда будет 2 миллиона населения, это будет нужно. Поэтому сейчас нужно думать, но и тем более начатый проект надо завершать. Столько денег уже вложено…

Е. Б.: То есть ЛРТ у нас будет?

А. К.: Да, смотрите, сколько опортам выставлено, сколько денег потрачено. Это миллионы и миллионы средств, то есть как его просто так закроют?! Обязательства приняты, с банками подписаны договора. Что мы сделали? Оптимизировали расходы. Первый заём был в китайском банке. Там почти 5% в долгосрочной перспективе, если всё погашать. Когда мы приняли решение перейти на внутренний заём и с другими банками работать, мы сэкономили на обслуживание займа 800 миллионов долларов. Это огромные деньги. Мы долги закрыли перед китайским банком, там же еще проценты шли. И перешли на внутренний заём. Оптимизировали строительно-монтажные работы, было 19 станций, сократили до 11. Железнодорожный состав тоже сократили и на других строительно-монтажных работах проект оптимизировали на 350 миллионов долларов. Итого 1 миллиард 200 округлённо мы сэкономили, оптимизировав. И как видите, работа потихоньку пошла.

Е. Б.: Вообще много долгостроев в Нур-Султане? Как вы боретесь с недобросовестными подрядчиками?

А. К.: Вы правильно говорите: недобросовестные. Грубо говоря – преступники, мошенники. Обманули государство, доверие, которое государство оказало им как строителям, бизнесменам, они не оправдали. Мало того, они еще обманули людей, собрали деньги, неподъёмную ношу на себя взяли. Или изначально были мошеннические схемы. Изначально по многим домам мы это видели. Если говорить цифрами – 150 многоквартирных жилых домов.

Е. Б.: Это долгострои?

А. К.: Это 15 тысяч семей, дольщиков. Государство, учитывая, что это социальная проблема, взяло её под контроль и сейчас решает. Только в этом году еще 7 тысяч дольщиков получат свои квартиры. То есть мы больше чем в два раза сняли эти вопросы и оставшиеся в 2022 -2023 году будут решены. Проблема в целом концептуально решена. Сейчас уже инвесторы тоже идут. Вначале было сложно привлекать инвесторов. Даже когда конкурс объявляешь, деньги есть, никто не хотел связываться с дольщиками. Но государство работало, мы разъясняли, понимание пришло. И доверие пришло. То есть когда один дом завершил, второй, четвёртый, люди видят, что проблемы решаются, и пошли… И строительные компании пошли. Сейчас мы уже находим инвесторов, которые со 100% своими деньгами работают. Мы уже такими проектами 70 миллиардов государственных денег сэкономили. Мы говорим: если заходите своими деньгами, мы помогаем инфраструктурно, локациями…

ВОПРОС ОТ «АИФ КАЗАХСТАН»

Е. Б.: Теперь вопрос от наших информационных партнеров – редакции газеты «Аргументы и Факты»: «Когда люди впервые приезжают в Нур-Султан, их прежде всего поражают масштабы строительства. А есть ли демографические исследования относительно столицы: каким может быть её население, скажем, через десять или двадцать лет? Есть ли уверенность в том, что все эти бесчисленные многоэтажки будут обязательно заселены или это строительство – бурный рост строительного бизнеса, который растёт по собственным планам?».

А. К.: Спрос рождает предложение. Поэтому спрос большой на жильё. Вы видите, какая положительная динамика роста населения – 600 тысяч, через 10 лет с 2010-го по 2020-го – 1 млн 200 тысяч. И только в прошлом году в Есильском районе добавилось 40 тысяч населения. Это же район новых строек. И если итак по этим прогнозам, ожидания таковы, что к 2030 году население будет 2 миллиона. Это тренд урбанизации: большие города притягивают людей. Это по всему миру так происходит. К этому мы должны быть готовы – готовить инфраструктуру, удобства для людей, экологию повышать.

Подготовил Сергей КОЗЛОВ 

Оставить комментарий (0)
Qazaq Oil

Топ 5 читаемых