Примерное время чтения: 4 минуты
29

Тариф в обмен на эффективность  

Акимат Алматы написал в пресс-релизе: «Аким Медеуского района Еркебулан Оразалин отметил, что с осени прошлого года отмечается снижение давления воды по причине масштабной застройки в Медеуском районе за последние 30 лет» [газетная статья].

То есть понимание того, что дело не в аномальной жаре и селях, есть.

Астана уже столкнулась с водным кризисом. Теперь – Алматы.

Ближе к сентябрю придет понимание того, что прошлогодние первые «Ы» и «Ю» класссы станут вторыми, а численность новых первых классов в школах вряд ли сократится. Асфальт можно менять сколько угодно, но пассажиропоток в городе достиг критического уровня. Нехватка школ, детских садов, поликлиник (и главное, квалифицированных кадров) налицо.

Системы тепло- и энергоснабжения в Алматы, как и во всей стране, находятся не в лучшей форме. Повышение тарифов по программе «Тариф в обмен на инвестиции» ничего не даст, поскольку существенная часть населения не может оплачивать даже старые тарифы, а перспективу роста неплатежей вряд ли кто у нас анализировал. Проблему загазованности воздуха эксперты акимата предлагали недавно решать с помощью дирижаблей, если память не изменяет.

Главной проблемой была, есть и будет массовая застройка города как частными ЖК, так и социальным жильем сомнительного качества. Есть ли понимание этой проблемы на уровне высшего руководства страны? Сильно сомневаюсь. Строительство дает, во-первых, красивую статистику экономического роста и улучшения благосостояния населения, во-вторых, обогащает профильное чиновничество. Представительные органы отмалчиваются, поскольку в них сидит то самое строительное лобби.

Для СМИ и блогосферы застройщики – одни из самых любимых рекламодателей (наряду с букмекерами). Строительное лобби тесно связано с банковским, политический вес которого всегда зашкаливал.

Водные проблемы – что в масштабах страны, что в отдельных регионах – решать некому из-за нехватки специалистов. Да и постановка проблемы ничего не решит в силу отсутствия у государства традиции реализовывать собственные программы и проекты. Так что дефицит воды, света, тепла, свежего воздуха, качественного образования и здравоохранения – это то будущее, которое уже становится настоящим.

Проблема урбанизации – не только вопрос массово-бессмысленной застройки, но и двух важных факторов.

Во-первых, это диспропорции в региональной экономической политике, стимулирующие миграцию населения в мегаполисы и другие регионы. При этом системный кризис образования и культуры обрекает большинство мигрантов на маргинальное положение в городах.

Во-вторых, избыточное демографическое давление в силу государственного стимулирования рождаемости при серьезном отставании развития образовательной и медицинской инфраструктуры (не забудем и про этническую миграцию). Здесь наслаивается фактор растущего социального иждивенчества, корни которого следует искать в тучных нулевых, когда приток нефтедолларов позволил нарастить социальные программы, но в экономике привел к потоку инвестиций в неэффективный и непрозрачный государственный сектор экономики, не давший никакого результата, а также к росту строительного и финансового сектора, где был надут огромный пузырь, существующий, по сути, до сих пор. В итоге экономика и социальная сфера пошли косым путем и до сих пор не могут выйти из этой ловушки.

В общественном развитии плотно закрепились клерикализация и архаизация общественных отношений, стимулируемые на государственном уровне, которые в сочетании с иждивенчеством и инфантилизмом молодежи дают совершенно дикий эффект. Населения становится все больше, уровень образования и культуры падает. Государство пытается закрыть эту дыру неэффективным, некачественным, коррупционным жилищным строительством, которое сильно опережает развитие социальной инфраструктуры и вообще не коррелирует с состоянием экономики.

Государство анонсирует повышение доходов населения через индексацию зарплат бюджетников, социальные и пенсионные платежи, которые разгоняют инфляцию и ей же съедаются. Попытки создания новых рабочих мест осуществляются только на бумаге (временные и фиктивные), поскольку новых предприятий особенно не появляется в силу в принципе неэффективной и непродуманной структурной политики. Правительство и квазигоссектор как угорелые гоняются за иностранными инвестициями, но так и не научились контролировать их использование и просчитывать эффект.

Отсутствие индустриального и аграрного развития не дает новых рабочих мест, а если к этому добавить отсутствие внутреннего производства, то всё это приводит к растущей зависимости от импорта товаров, продуктов питания, лекарств. Экономика и социальная сфера становятся все более зависимыми от курса национальной валюты, а этот самый курс зависит от цен на энергоресурсы, растущей внешней задолженности и вливаний из худеющего Нацфонда в бюджет, который тоже не научились планировать и толком контролировать.

 Данияр АШИМБАЕВ, политолог

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых