В Казахстане вплотную столкнулись толкнулись с кадровым голодом
В ДРЕВНОСТИ ЛЮДИ УЧИЛИСЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СЕБЯ. НЫНЕ УЧАТСЯ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ДРУГИХ. С АВТОРОМ АФОРИЗМА, ВЕЛИКИМ КОНФУЦИЕМ, МОЖНО ПОСПОРИТЬ. УДИВЛЯТЬ ДРУГИХ СОВСЕМ НЕ ЛИШНЕ, ЕСЛИ ЕСТЬ ЧЕМ. И УЖ СОВСЕМ ХОРОШО, КОГДА ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СЛУЖАТ СОВЕРШЕНСТВУ ОКРУЖАЮЩИХ И В ЦЕЛОМ – СВОЕЙ СТРАНЕ. [газетная статья]
На достижение такой гармонии и должны быть направлены главные усилия высшей школы. Пока выпуск специалистов, обладающих гибкой системой современных знаний, остается серьезной проблемой. В немалой степени – из-за коррупции и, в частности, покупных дипломов, о которых сказал президент Касым-Жомарт Токаев в сентябрьском послании к народу Казахстана. Об этом же размышляет и наша собеседница Ирина Смирнова, член комитета п о финансам и бюджету мажилиса парламента РК.
СИЛА, БРАТ, В КАДРАХ!
– Ирина Владимировна, ваш депутатский профиль касается других вопросов. Тем не менее вы часто делитесь с избирателями своей позицией по вопросам образования. Почему?
– Не забывайте, что я профессиональный педагог, тридцать шесть лет отдано этой работе. После окончания педвуза трудилась в сельской школе в Джамбульской области, в парламент пришла с поста директора алматинской школы-лицея. Чтобы в государстве был порядок с финансами и бюджетом, должны быть высококвалифицированные специалисты в этой области. И не только в этой. В стране вообще все зависит от уровня образования граждан. Потеря его качества оборачивается невосполнимыми потерями для целого поколения.
Мы сейчас вплотную столкнулись с кадровым голодом. Отовсюду слышишь: нет достойных специалистов, не на кого опереться. Даже в верхних властных эшелонах ротация кадров это, как правило, их перемещение с места на место. Был человек министром здравоохранения, пересел в кресло вице-премьера, оттуда ушел в руководители Нацбанка… И таких примеров не один-два, а сплошь и рядом, как будто, извините, тасуется одна карточная колода.
Другая проблема – погоня за молодостью. Конечно, приятно видеть в руководящем составе молодые лица, ощущать деятельную энергию, исходящую от них. Но молодость сама по себе еще не знак качества. Зачастую происходит наоборот, когда на первый план выходит отсутствие опыта, поспешность в принятии решений, максимализм. Или, напротив, ответственный груз госслужбы человека так придавит, что любую самостоятельность он вообще побоится проявить.
ИЗ МОЛОДЫХ ДА В РАННИЕ
– Неужели это относится и к «болашакерам»?
– В немалой степени. Особенно к тем, кто уезжал учиться в зарубежные вузы сразу после школы. Ведь случалось так, что заморское местонахождение было единственной особенностью данного университета. Как и качество знаний – весьма проблематичным. К тому же оставалось неизвестным, как наш посланец там учился, преуспевал или тянулся на баллах, соответствующих нашим троечкам. Сколько было среди них тех, кто, вернувшись в родные пенаты, смотрел на все свысока и с неприкрытым цинизмом, а заняв какой-либо пост, проявлял авторитарные замашки и элементарную глухоту в коммуникации с коллегами.
Поймите меня правильно, наблюдения такого рода не относятся ко всем участникам данной образовательной программы. Но, к сожалению, такие случаи далеко не единичны… На мой взгляд, абсолютно разумным стало решение отправлять на магистерские и докторские стажировки окончивших бакалавриат, когда у молодого человека определились более прочные жизненные установки, произошел обдуманный выбор профессионального пути и проверка западным образом жизни не будет иметь для него негативных последствий.
В ПРАГЕ ЧАСТО МОЖНО ВСТРЕТИТЬ МОЛОДЫХ КАЗАХСТАНЦЕВ, СТУДЕНТОВ КАРЛОВА УНИВЕРСИТЕТА, ОДНОГО ИЗ СТАРЕЙШИХ В ЕВРОПЕ. ВЕРНУТСЯ ОНИ НА РОДИНУ? БОЛЬШОЙ ВОПРОС…
ЗАПЛАТИЛ – ПОСТУПИЛ
– Вы нередко высказываетесь об актуальности бесплатного высшего образования. По силам ли оно нашей стране, когда и так столько «узких мест» в разных сферах общественной жизни?
– Давайте по порядку. В чем я вижу безусловные плюсы введения такой системы? В том, что мы предоставим возможность доступа в высшую школу широким слоям граждан. Как было в советские времена? Одни поступали после школы, а если проваливали вступительные, шли на производство, потом предпринимали новые попытки. Другие, оценив свои возможности, сразу выбирали рабочие профессии, что никак не мешало им впоследствии переступить порог университета. Было много вариантов, и это делало высшее образование не привилегией для избранных, как сейчас, а позволяло юношам и девушкам из глубинки, из малообеспеченных семей проявлять свои способности, становиться высококлассными специалистами, честью и славой родной страны.
А сейчас заплатил – поступил, и вуз будет тебя тащить до выпуска, ему же неинтересно лишаться дохода, отчислив нерадивого студента. Принимать нужно всех, но обучать без скидок на пап-мам, заслуженных родственников и прочее. В результате останется только ответственная, знающая, уверенная в правильном выборе профессии молодежь. Я не Америку открываю. Возьмите Чехию, не самую богатую из европейских стран, из природных богатств только источники минеральной воды. Не только свои студенты – иностранные учатся бесплатно. До 90 процентов выпускников к окончанию учебы уже трудоустроены, многие в мировые корпорации. Там понимают, что главные капитальные вложения должны делаться в человека, он составляет основу богатства страны. Поэтому в Праге часто можно встретить молодых казахстанцев, студентов Карлова университета, одного из старейших в Европе. Вернутся они на родину? Большой вопрос… Такая же ситуация с обучением в Германии. Есть примеры и поближе. В России на сегодня обучается 70 тысяч наших студентов – на вполне льготных условиях.
Латвия с дорогой душой принимает наших ребят. Если студент за небольшую плату успешно заканчивает первый курс, дальше его ставят на грант, ежегодные семь тысяч евро. Ощутили разницу? У Латвии, правда, сейчас большие сложности из-за выезда большой части населения на работу в развитые европейские страны. Ну а нам-то свои молодые разве лишние, что мы раздаем их бездумно по миру? Вот вам и финансовое обоснование бесплатной вузовской политики. ЛИГА
ПЛЮЩА ПО-НАШЕМУ
– Если это произойдет, то, видимо, и Казахстан мог бы в свою очередь стать привлекательным для студентов из зарубежья?
– Не исключено. Только надо еще повысить уровень обучения в наших вузах. Не так давно сложилась скандальная ситуация, когда индийские студенты-медики потребовали этого в буквально ультимативной форме. Их сограждане, отучившиеся у нас, вернулись на родину и не смогли сдать экзамен, подтверждающий казахстанский диплом. Соответственно, лишились права на работу по профессии. Сотрясали конфликты и печально известный университет «Астана»…
– Сейчас готовится разделение наших университетов на лиги. В первую войдут лучшие, зарекомендовавшие себя качественным преподавательским составом, уровнем подготовки студентов. Это исправит ситуацию?
– Понимаете, пока это замысел. Хотя и с благородным замахом. Дай бог, чтобы и у нас появилась своя Лига Плюща, как в Соединенных Штатах. Или свои «краснокирпичные», так именуются шесть самых престижных университетов Великобритании. Наши вузы недавно получили автономию. Но она по силам лишь малой их части. Основная масса трудится на основании приказов из министерства, подвергаясь различного рода проверкам. А те, у кого автономия имеется…
Хорошо, если она досталась вузу легальным и заслуженным путем. Мне как-то попалось в сетях приглашение на работу с оговоркой, что выпускников такого-то университета просят не беспокоить. Казахстан присоединился к Болонской декларации, став 47-м членом Европейской зоны образования, в Великую хартию университетов вошло более 60 отечественных вузов. Но сказав «А», не говорим «Б». Обучение по программе бакалавриата у нас ограничивается четырьмя годами, по магистрату – пятью. Между тем не должно быть жестких временных ограничений.
Гений может сделаться мастером и за три года, а другому, чтобы стать бакалавром, понадобится семь лет. Ну и не страшно. Каждому – по способностям и по соответствующей отработке предметных кредитов. У нас в законодательстве нет понятия «плагиат». Чего стоят разговоры об академической честности, если явно списанная с чужих источников диссертация не может быть исключена из перечня научных работ, а ее «автор» продолжает носить гордое звание кандидата наук, доктора, занимать профессорскую должность в вузе?
Почему бы не организовать проверку на плагиат диссертаций, защищенных по крайней мере с 92-го года, со времени обретения независимости? В немалой степени «ноги растут» из организационного подхода в целом к образовательному блоку. Невозможно Министерству образования и науки в его нынешним виде держать бразды правления дошкольным, школьным, среднеспециальным, высшим образованиями да еще и научными институтами. Эту структуру следует разделить как минимум на две части, выделив комитет по науке и вузам.
– Но при всех минусах светят и у нас в образовательном пейзаже яркие маяки, где педагоги и студенты работают и учатся с мастерством и вдохновением. Не говоря уже про Назарбаев университет. Разве не так?
– Согласна, они есть. Например, каждая школа почтет за счастье получить выпускников Щучинского и Кустанайского педагогических колледжей. Я и сама с удовольствием отдала бы им под крыло своих внуков. Нехватка учительских кадров нынче составляет одну серьезную проблему, а их профессиональная подготовка – другую.
Как-то в Караганде встретила студенток-медичек. Дело было зимой, холод, метель, а девочки, оказалось, с юга. Спросила, почему дома не остались, не поступили у себя. Ответили просто: приехали за знаниями. Вот и делаем выводы… Региональные медицинские вузы Семея, Караганды, медуниверситет имени С.Д. Асфандиярова в Алматы – это авторитетные высшие школы с достойной профессурой, глубокими научными традициями. Словом, есть куда расти, есть что преобразовывать и совершенствовать. Главное – делать это с осознанием образования как важнейшей государственной задачи.
Светлана СИНИЦКАЯ