Когда речь заходит о строительстве метро, мы в первую очередь представляем тоннели, поезда и станции. Но куда реже вспоминаем о тех, кто обеспечивает безопасность каждого сантиметра подземной инфраструктуры. Один из таких специалистов — Онгарбек Есмагамбетов, эксперт по техническому надзору службы капитального строительства Алматинского метрополитена. Недавно он был награждён медалью «Ерен енбегі үшін».
Онгарбек Есмагамбетов работает в подземке уже более двадцати лет — с 2003 года. По образованию он электромеханик, но за годы работы стал экспертом, который способен увидеть малейшее отклонение в строительном процессе и вовремя устранить ошибку.
— Онгарбек Шахуалиевич, о каких аспектах вашей работы пассажиры не знают?
— Обычно люди заходят на готовую станцию и видят красивый результат, но не догадываются, что каждая деталь прежде, чем стать частью архитектурного ансамбля, прошла десятки проверок. Все элементы станции должны не только красиво выглядеть, но и быть надежными, поэтому мы контролируем и качество материалов, и качество строительных работ. Технический надзор — это скрытая, но важнейшая часть строительства. Это контроль бетона, гидроизоляции, арматуры, монтажных решений. Всё, что должно выдерживать воду, давление грунта и быть долговечным.
— Где сейчас проходит основной фронт вашей деятельности?
— В настоящее время первая линия метро развивается в западном направлении. Сейчас мы строим станцию в микрорайоне Калкаман. Наша служба работает там с того момента, как была забита первая свая. Сначала котлован, потом первые бетонные слои, затем монолит. В настоящее время идут отделочные работы.
— Сегодня появляются новые синтетические строительные материалы. Насколько они перспективны для строительства в метро?
Источник: kzaif.kz/Олег БЕЛОВ
— Строительные технологии и материалы постоянно развиваются. Мы внимательно следим за опытом их применения. Но по-прежнему одним из основных наших материалов является бетон,и его качество остаётся ключевым. Его используют в качестве несущих конструкций, а также для гидроизоляции, добавляя различные ускорители и классификаторы. Это тоже химия, и она с каждым готом становится все совершеннее. Многие материалы, которые мы используем, уже относятся к синтетике. И главное — всё производят у нас, в Казахстане.
— 2025-й в нашей стране стал Годом рабочих профессий. Насколько важно поддерживать их престиж?
— Это жизненно важно и для нашей страны, и для нашей организации. Прокладка тоннелей метро и создание подземных станций – это один из самых сложных видов строительства. В предгорной зоне, где мы находимся, возникает дополнительная трудность – грунт с большим количеством валунов. Люди, которые создают сказку в грозном подземном царстве, достойны восхищения. Каждый день строительства требует огромных усилий, моментальных решений, высокой компетенции, в том числе и от нашей службы контроля строительства. Наш большой и профессиональный коллектив метрополитена не жалеет усилий и гордится тем, что мы являемся самым совершенным видом городского общественного транспорта. Мы дарим людям возможность наслаждаться красотой подземных станций, напоминающих дворцы. Алматинцы могут быть уверены, что, несмотря на пробки, они не опоздают в нужное место, а поздно вечером гарантированно доедут домой в комфортабельном электропоезде. И за всем этим скрывается труд мастеров своего дела, сделавших подземку самой уютной и предсказуемой частью большого города.
Мадина АБДИКАЛИЕВА