Казахстан начал методичный процесс зачистки информационного пространства от радикалов, провокаторов и агентов влияния [газетная статья].
Не так давно прошли процессы по так называемым информационным киллерам, занимавшимся не только «сливом» компромата, шантажом, но и формированием провокационной повестки.
Затем мы видели «сражение» между государством и религиозными радикалами, пытающимися навязать чуждые нашей стране ценности. Началось с темы хиджабов в школе и «харамности» казахских традиций. После чего, уже в этом году, президент Токаев резко осудил курс на архаизацию общественных отношений. Был принят закон о борьбе о семейно-бытовым насилием, против которого выступали, в том числе, и «радетели патриархальных устоев».
Были приняты меры по так называемым «языковым активистам», целенаправленно разжигающим межнациональные конфликты.
Государство в лице Минфина пошло на публикацию списка СМИ и НПО, находящихся на иностранном финансировании. В связи с тем что львиная их доля занимается не социально полезными проектами, а навязыванием казахстанцам чуждых ценностей, провоцированием межнациональных, социальных, межгосударственных конфликтов в интересах своих спонсоров, то, думаю, рано или поздно встанет вопрос о более жёстком регулировании иностранного вмешательства во внутриполитические процессы.
В этом году произошел конфликт между МИДом и американским информационным рупором «Азаттык», активно занимающимся проамериканской пропагандой. Сейчас достигнуто медиативное соглашение, но вопрос, как мы понимаем, не исчерпан.
Инициатива депутатов мажилиса о введении запрета на гей-пропаганду, которая последовала вслед за отказом акимата Алматы в проведении акции «феминисток» (а по сути того же гей-парада), вызвала бурное негодование в СМИ, относящихся к все той же западной сетке.
Мы видим регулярные нападки на министра культуры и информации Аиду Балаеву, которая озвучивает и проводит антиклерикальную повестку и линию на профессионализацию информационного поля, ограничение радикального и внешнего контекста. Очевидно, что необходимо разрабатывать и вводить национальное регулирование социальных сетей.
Интересно, что к критике министра, а также президента Токаева и госсоветника Ерлана Карина активно присоединяется и «олигархическая пресса», которая привыкла к информационной самодозволенности и по многим направлениям смыкается с либерастической и национал-популистской повесткой.
Нужно понимать, что вопрос стоит о национальной безопасности и государственных интересах Казахстана. Вместе с тем государству следует активизировать информационную политику в целом, модернизировать традиционные СМИ, перестать секретить всё подряд и воспринимать любую критику в свой адрес как политический заказ и мифический реваншизм.
Многие вопросы восприятия современной политической элиты и её политики нельзя решить исключительно имиджевыми мероприятиями, планами и поручениями. Хочется видеть и результаты.
Данияр АШИМБАЕВ, политолог