Примерное время чтения: 10 минут
230

Город областью прирастает

Амандык БАТАЛОВ: «Много людей из Алматы выезжает и работает именно у нас в области».

СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД ВЫРОС ВДВОЕ. ПОЧТИ НАСТОЛЬКО ЖЕ УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И В 1,5 РАЗА – ЧИСЛЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТО ЕСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА. ЭТО ВСЁ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ С 2014 ГОДА АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА, КОТОРУЮ ТОГДА ВОЗГЛАВИЛ АМАНДЫК БАТАЛОВ.

В ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА «ХАБАР» В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК С НИМ ПОБЕСЕДОВАЛ НЕИЗМЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС», ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО «АГЕНТСТВО «ХАБАР», ИЗВЕСТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ ЕРЛАН БЕКХОЖИН. [газетная статья]

БУДУТ ЛИ У АЛМАТЫ ГОРОДА-СПУТНИКИ?

Ерлан БЕКХОЖИН: Начнём с того, Амандык Габбасович, что в своё время, с целью разгрузить Алматы, появилась идея о строительстве городов-спутников в сторону Капчагая. И не так давно на приёме у главы государства побывала крупнейшая сингапурская компания, готовая привлечь инвестиции для строительства города со всей инфраструктурой. С обеспечением социальных условий, дополнительных рабочих мест. Обещают комфортный город. Как относитесь к этой идее?

Амандык БАТАЛОВ: Эта идея появилась в 2008 году. Я в то время был не акимом, а замом по строительству. Я с самого начала знаю этот проект. С того момента правительство выделило на него огромные деньги, около 38 млрд тенге. Это на строительство суперсовременной котельной, инженерных сетей, водоснабжения. Мы получили полностью технические условия на 12 000 кубов по канализационным сбросам и т.д. Но инвесторов столько лет не было, а сейчас они появляются. Но пока это просто намерения. В целом идея, конечно, хорошая. Когда я работал ещё в совете министров, в то время была идея развития города Алматы только в северном направлении, в сторону Капчагая. Но город в сторону гор начал расти, это ошибка. Нурсултан Абишевич один раз сделал по этому поводу замечание, а потом и вовсе это остановил. И был проект выноса всех промышленных предприятий из Алматы. Были расчеты, что придёт момент, когда в городе возникнут дорожные пробки, станет тяжело. Например, железная дорога завозила производства на АЗТМ или АХБК. Это были огромные комплексы, и всё это надо было выносить в сторону индустриальной зоны Арна возле Капчагая. Сейчас же у нас в будущем году будет запущен первый завод по заморозке овощей и фруктов по американской технологии. Это будет способствовать развитию таких районов области, как Енбекшиказахский, Талгарский. Там много яблоневых садов, клубники, так что есть возможности для производства.

Е. Б.: К слову, Алматинская область всегда славилась своим апортом, кукурузой и свёклой. Область вернула себе статус главного свекловичного региона страны. А как обстоят дела с другими культурами?

А. Б.: Проблема была не только вырастить свеклу, но и сдать на переработку. Мы сегодня гордимся тем, что уровень этой переработки у нас самый высокий в республике. Мы построили два суперсовременных зернотока, всё асфальтировали, электронные весы поставили, сушилки и освещение. Крестьяне привозят зерно, очищают его, грузят в машины и отвозят на завод. А завод когда-то не мог принимать нужного объёма, потому что у него мощность переработки была всего 10 000 тон. Сейчас он перерабатывает 150 000 тонн. Цена килограмма кукурузы сегодня значительно выросла, и рядом уже появились соответствующие производства, которые тесно сотрудничают с местными фермерами. Предприятие им даже семена покупает, чтобы именно на его завод урожай сдавали. Есть и крахмало-паточный завод, который где-то 20 видов продукции даёт на экспорт. Производство зажило, и крестьяне сдают сюда продукцию, потому что за неё хорошо платят. Но сейчас есть проблема воды. Поля, посевные площади увеличиваются, однако мы эти проблемы решаем.

ГДЕ НАРОД ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЕТ

Е. Б.: Да, но в основном люди зарабатывают в Алматы, а не в области. Вы с этим согласны?

А. Б.: Вот говорят, что много людей в Алматы работают, я же всегда говорю, что много людей из Алматы выезжает и работает именно у нас в области.

Е. Б.: Но у вас в основном сезонные работы!

А. Б.: Не только. На сегодняшний день проблем с безработицей у нас нет, – подвели итоги 10 месяцев и выяснилось, что уровень безработицы в области один из самых низких по стране. Мы в прошлом году создали около 60 000 рабочих мест. Из них больше половины – постоянные рабочие места. Когда меня акимом назначили, сразу в Алматы собрал бизнес-форум. Предполагал, что они не очень захотят приехать в Талдыкорган. Позвал самых крутых бизнесменов. Там весь список «Форбс» был. Сказал, какие будут проекты, какие будут пожелания. Я всем буду помогать. Сельское хозяйство, промышленность, строительная индустрия и другие – давайте к нам. Все пришли, и за счёт этого мы создаём рабочие места.

Е. Б.: Хорошо, а вот президент Токаев как-то сказал, что выделение средств из республиканского бюджета во многом сегодня зависит от «пробивной силы» и авторитета акимов. Вот вы, как один из авторитетных акимов, что можете сказать о повышении ответственности администраторов бюджетных программ. Есть в этом плюсы какие-то?

А. Б.: Конечно. Особенно если у тебя есть проект, который необходим для твоего региона, и ты его обоснуешь, и у тебя есть проектно-сметная документация. Например, я горжусь, что выделили мне деньги, и мы делаем реконструкцию аэропорта Ушарала. Мы сами за свои деньги достроили там терминал. Туда уже летают из Нур-Султана, Алматы, Талдыкоргана. Россияне – чтобы на Алаколе купаться. Каждый аким в первую очередь должен заниматься доходной частью собственного бюджета, увеличивать его объём. Республика даст, она всегда помогает. Я с первого дня над этим работал, и когда перед маслихатом депутатами выступал, сказал: «Мы каждый год должны уменьшать оттуда деньги, должны увеличивать собственные доходы». И сегодня за счёт этого делаем газификацию, внутренние поселковые дороги, ремонтируем их. Мы построили 13 физкультурно-оздоровительных комплексов шикарных, крупных. Это из собственных доходов, и я не могу у правительства на это просить.

ДОРОГИ – АРТЕРИИ ЭКОНОМИКИ

Е. Б.: Через ваш регион проходят главные транзитные пути. Сельское хозяйство вроде растёт, промышленность тоже показывает хорошие результаты. А когда вы планируете перейти из дотационных регионов в разряд доноров республиканского бюджета?

А. Б.: Пока ещё, наверное, не готовы. Но как я сейчас сказал, мы постоянно работаем над тем, чтобы дотации уменьшить и жить на собственные доходы. Мы в этом году, например, посчитали и где-то на 9,5% уменьшили дотационность области.

Е. Б.: Поскольку главный транзитный коридор проходит по вашему региону, то проблемы качества дорог для вас весьма актуальны. Насколько ваши дороги интегрированы в «Нұрлы жол» и как вы решаете проблемы со строительством магистралей?

А. Б.: Я считаю, в последние время благодаря этой программе проблема интенсивно решается. Например, из Алматы до Талдыкоргана раньше пять часов ехали. Было интенсивное движение, узкая проезжая полоса, а ямочные ремонты не помогали, – как по стиральной доске ездили, было немало аварий. Теперь построена магистраль по программе «Нұрлы жол», посмотрите, не хуже Европы. Вот сейчас заканчивается строительство дороги до Алаколя. От Алматы до Ушарала практически дорога готова. К летнему сезону уже будет готово всё. Кроме этого, мы делаем от Талдыкоргана до Балхаша дорогу в 140 км. Все качественные дороги благодаря вот этой программе делаются. Я два примера приведу. Вот до озёр Кольсай дорога была ужасная, вся разбитая. Построили её два года назад. Раньше туда ездило ежегодно 7-9 тысяч человек. Сейчас, после того как дорогу построили, – 130 000 человек. Сейчас мы за счёт местного бюджета строим дорогу в Кайынды. Но мы не хотим её тянуть до самого посёлка Кайынды, – чтобы такую природную красоту не испортили. Поэтому, не доезжая 3-4 км, сделаем паковочную зону, а дальше пусть пешком идут. Кстати, ещё в 2014 году, когда Елбасы дал поручение сделать зону отдыха на Алаколе, там ничего такого не было. Там, когда я начал этим заниматься, было 140 000 отдыхающих в год. Этот год, несмотря на пандемию, мы закончили с 1 млн 300 тыс. отдыхающих. Почему? Потому что есть инфраструктура. Там появились гостиницы, дома отдыха, сделали дороги, освещение, построили спортивные сооружения. Я думаю, ещё больше будет приезжать людей – например, миллиона полтора…

ТРАДИЦИОННЫЙ ВОПРОС ОТ ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ»

Е. Б.: О взаимоотношениях с акимами сёл и районов. Это интересуют и наших коллег. Вопрос от наших информационных партнеров – газеты «Аргументы и факты»: «Районные акимы Алматинской области в последнее время нередко попадают на первые полосы газет и в топы скандальных новостей. То один из них в споре с жителями района предложит кому-нибудь занять его место, демонстрируя этим неспособность решить проблему (речь тогда шла о поставках угля), то один из акимов напоминает жителям, «в чьём доме они живут». Все эти эпизоды вызывают широкий общественный резонанс. Скажите, какую работу вы проводите с такими акимами, чтобы они хотя бы повышали свою культуру общения с жителями их регионов?».

А. Б.: В первом случае был замакима района, он освобождён от должности. Я считаю, никто не имеет право кого-то «брать за грудки». Сперва сказал: иди садись на моё место. Ну, человек и сел…

Е. Б.: Не растерялся и сел.

А. Б: Да, сел. Кстати, во время выборов сельских акимов тот, который сел в то кресло, не прошёл. Конечно, его спровоцировали. Уголь был, под разгрузкой 10 вагонов стояли, а всего на пути 20 вагонов было. Я там досконально разбирался и акиму района сделал выговор большой. А этого парня, зама его, пришлось уволить. Хотя я изучил, посмотрел его биографию, он там родился, вырос и дослужился до этой должности. Но никому не дано право так себя вести, тем более когда тебя ещё и снимают на камеру. Надо более внимательным быть. Вопрос просто решался бы, спросил что надо, в чем проблема, и отвёз бы уголь. Не только акимат, но и бизнесмены перед началом отопительного сезона многим многодетным, малоимущим поставляют уголь. А во втором случае, я говорю о Пиджиме, акимом района, который встречался с населением, было сказано такое, что неприемлемо, когда говоришь с таким количеством людей. Может быть, в чём-то не хватает воспитания или культуры общения, этому я их учу на личном примере. К сожалению, это ещё присутствует, мы с этим будем бороться. Есть такая пословица: «Назвался груздем – полезай в кузов». Раз ты взялся за дело, будь достоин, будь примером для других. Потому что на акима смотрят и равняются. Это лидер, он должен быть руководителем.

Подготовил Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых