Примерное время чтения: 10 минут
348

Фэнтези по-казахстански

Жанр фэнтези вполне сочетается с такими понятиями как любовь к Родине, уважение к старшим и стремление к знаниям. Это доказывают книги Зауре Турехановой, автора первого казахстанского детско-юношеского романа-фэнтези «Амина Туран в стране номадов». Автор стала победителем независимого литературного конкурса «Алтын Калам – 2014», лауреатом престижной литературной премии Казахстана «Алтын Тобылғы – 2017» в номинации «Лучшая детская литература года».

- Зауре, что побудило вас стать писателем?

- Я начала писать ещё в школе, а сочинять, когда ходила в детский сад. Мы с мамой придумывали истории, глядя на картинки. Потом стала записывать истории, которые мне рассказывали дедушка и бабушка. Я также придумывала рассказы про вымышленные миры. Иногда записывала свои сны. Тогда, в детстве, я дала себе слово, что в будущем обязательно напишу книгу на основе этих рассказов.

После окончания школы сделала осознанный выбор в пользу экономики и финансов. Уже став профессиональным банкиром-международником, я ощутила, что эта профессия хотя и престижная, но не приносит мне особой радости. Как-то с подругой зашли в самый большой книжный магазин Алматы, обсуждали новинки. Вдруг нам на глаза попалась книга «Воздушное кочевье» Адама Капанова. Тогда –то мы поняли, как мало на наших полках современных казахстанских книг.

В 2013 году наступил поворотный момент в моей жизни, я ушла с работы и решила осуществить мечту детства - начала писать свой дебютный роман-фэнтези для детей. Он назывался «Амина Туран в стране номадов». Первые восемь частей книги я отправила на конкурс «Алтын Калам» и в тот же год по результатам народного голосования стала победительницей в номинации «Лучшая детская литература года». Рукопись приглянулась руководству издательства «Алматыкітап Баспасы» и в 2018 году они издали книгу, которая теперь доступна во всех книжных магазинах и библиотеках страны.

-

- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Порой истории рождаются из идей. А идеи могут появиться буквально отовсюду: из снов, из сказок и легенд, из историй, которые вам рассказали бабушки, дедушки, родные, друзья и даже незнакомцы. Вы можете почерпнуть идею из статьи в газете, из новостных каналов или прочитав биографию знаменитых личностей, и даже из исторических и научных фактов. Так что я правильно поступала в детстве, что записывала свои сны, рассказы и истории родных, и до сих пор продолжаю записывать в свой писательский блокнот интересные истории, диалоги, наблюдения. Эти записи — хорошая основа для получения вдохновения, идеи. Когда у вас есть идея, замысел, можно приниматься за её разработку.

В своей книге «Сердце нашей родины — прекрасная Астана» я сформулировала пять правил писателя, которым следую сама при создании книг. Одно из главных — «Домашнее задание». На этом этапе я детально изучаю тему, локации, фоновые события и многое другое, чтобы книга получилась правдоподобной, полезной и интересной. И только после тщательной подготовки, я принимаюсь за проработку главных и второстепенных персонажей, создаю их биографии, чтобы лучше понять их мотивы, поступки, манеру поведения и особенности речи. Затем приступаю к созданию структуры сюжета,  сюжетных точек и главных поворотов. Лишь проделав всю эту подготовительную работу, я начинаю неторопливо наполнять историю деталями. Обычно  пишу так, как хотела бы прочитать эту книгу сама.

- Сколько времени обычно уходит на написания книги?

- Быть писателем нелегко. Ведь помимо того, что пишешь книгу, чаще всего для своего удовольствия, нужно ещё и на жизнь зарабатывать. Так что приходится писать в свободное время. Я по натуре сова и обычно пишу по ночам, это время я называю своими «писательскими часами». В такие часы я успеваю писать по 3-5 чистовых страниц. В целом на поиск, подготовку и изучение материала трачу порядка двух-трёх месяцев. А на написание книги у меня уходит по 3-4 месяца.

Но самое сложное для меня это не написание книг, а работа по поиску издательства, продвижение, рекламирование, проведение мероприятий. На это уходит много энергии и времени.

А как творческий человек и по большей части интроверт, меня больше тянет на творчество, мне всегда хочется писать, что-то создавать, заниматься чем-то новым и увлекательным, нежели чем проводить время в переговорах, нетворкинге. Хотя, если подумать, это тоже очень полезное времяпрепровождение.

- Какие авторы вас вдохновляют?

- Их довольно много. В каждый период жизни, на каждый запрос с моей стороны судьба мне подсказывает всё новых и новых интересных авторов, чьи труды заставляют меня задуматься, что-то понять, что-то применить в своей жизни. Возможно, именно так, через книги, нам даются ответы на внутренние вопросы. Вероятно, это один из способов общения ангела-хранителя со своим подопечным. Я не знаю, почему Бернард Вербер упустил из виду этот способ общения, но я думаю, он мог бы обогатить этим способом историю в своей книге «Империя ангелов».

- Сложно ли быть писателем?

- А есть ли в жизни хоть одна легкая профессия? Думаю, что и писателем быть не легко. Эта профессия была и будет востребована во все времена, потому что народ любит истории. Единственное, как мне кажется, средство подачи истории может меняться со временем. Однако, чтобы проложить свой путь к сердцу читателя, нужно пройти через горки озарений и кризисов, мастерства и сомнений, вдохновения и тяжкого труда. Если человек обладает талантом хорошего рассказчика, возможно, он сможет стать неплохим писателем, однако для этого необходимо невероятное терпение, добросовестность, умение управлять временем и достигать намеченных целей в поставленные сроки. И в этой сфере необходимо постоянно обучаться всем премудростям профессии.

Мне было очень страшно выставлять свою дебютную работу на суд читателю. Единственное, что сподвигло меня подать свою рукопись на литературный конкурс «Алтын Калам», потому что в нем можно было участвовать анонимно. Однако уже совсем скоро, все мои родственники и друзья оказались в курсе дела и прочитали мою работу. Я и сейчас удивляюсь и смущаюсь, когда получаю отзывы читателей на свои книги. Это невероятно волнительное чувство, то чего мне действительно не хватало во время работы в офисе.

- Что вы хотите донести до детей?

- Мои книги по тематике очень разные. В книгах-путеводителях «Наш любимый город Алматы» и «Сердце нашей родины — прекрасная Астана» я пишу о любви к родине и родному краю, рассказываю об истории и культуре нашего народа, наших городов. В книгах фэнтези «Амина Туран в стране номадов» и «Айша и Невидимые соседи» я поднимаю подростковые проблемы, вопросы дружбы и предательства, ответственности и выбора, первой любви. Однако все мои книги объединяет одно - я стараюсь передать читателям лучики света и добра, мудрость и опыт старших поколений, современные знания и полезную информацию.

-

- Была ли у вас в детстве книга, которая изменила ваши взгляды на жизнь?

- В детстве читала всё, что только хотелось. Я могла взять любую книгу в библиотеке дедушки Молдагали Биржанова, сходить в детско-юношескую библиотеку имени Сапаргали Бегалина или взять книгу у подружек. Я читала всё от Пушкина, Гоголя, Александра Дюма до бульварных романов, от Диккенса, Дойля, Брета-Гарта, Лондона до «Конана-варвара» Роберта Ирвина Говарда, от энциклопедий до комиксов, от греческих, египетских, скандинавских мифов до астрономии. Но сложнее всего, а оттого интереснее мне было читать казахскую классику. Язык был невероятно сложный, богатый и красочный, я не понимала каждое второе слово, но я упорно продолжала читать. Мне нравилось, как звучали эти слова в моей голове, возможно, что-то тогда всколыхнулось, родилось в моем сердце.

Это были книги Ануара Алимжанова «Жаушы» — «Гонец» на двух языках, Софы Сматаева «Елім-ай», Абиша Кекильбаева «Үркер», «Елең-алаң», трилогия Ильяса Есенберлина «Көшпенділер» — «Кочевники», Бауыржана Момышулы «Ұшқанұя» и многие другие книги, которые я читала на каникулах. Перевод некоторых слов я спрашивала у бабушки, Кульзары Жармуханкызы. Некоторые слова я смотрела в словаре, но большинство так и оставались для меня загадкой, однако я старалась понять их смысл по контексту. Вот такие книги были у меня в детстве.

- Бывают дети, которые не заинтересованы в чтении книг, как с этим бороться?

- Я считаю, заставлять детей что-то делать против их воли неправильно. Если дети не хотят читать, значит, у них нет мотивации. Как написано в книге Джейсона Бугга «Рожденный читать», книгу нужно читать ребенку, когда он ещё находится в утробе матери. Чтение книги - это такой же навык, как ездить на велосипеде, он никогда не забывается. Дети, которым читали книги с самого детства, имеют IQ намного выше, чем у среднестатистических детей. Моя мама, Зульфия Молдагалиевна, хотя и не знала обо всех этих исследованиях, как оказалось, поступала весьма правильно. Она с детства читала мне книги вслух с выражением, мы вместе учили стихотворения, сочиняли свои истории по картинкам - в общем, делали всё то, что предлагает новомодный американский учёный в своей книге. Кроме того, у меня перед глазами был живой пример - мой дедушка. Он читал книги всё свое свободное время днём, а также непременно перед сном. Мне было всегда любопытно, что он читает. Думаю, так у меня и появился интерес к чтению.

- Выступаете ли вы в библиотеках?

- Да, я стараюсь всегда принимать приглашение библиотекарей и провожу встречи с юными читателями, как в школьных библиотеках, так и в государственных. Эти встречи меня всегда вдохновляют, после них мне всегда хочется писать, радовать читателей новыми работами.

- Что бы вы посоветовали молодым авторам, которые только начинают свой писательский путь?

- Главное не бойтесь, садитесь, пишите, делитесь! И не забывайте читать книги мастеров.

Гулима ТАДЖИБАЕВА

Фото из архива Зауре ТУРЕХАНОВОЙ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых