В новом учебном году в Казахстане за парты сели почти четыре миллиона школьников, 352 тысячи из них – первоклассники, чьи учителя получили Индивидуальную карту развития ребенка с указанием уровня его умений и навыков через Национальную образовательную базу данных. В пилотном режиме внедряется трехуровневая модель психолого-педагогического сопровождения, разработаны новые требования к кабинетам поддержки и индивидуальным программам для работы с детьми с особыми потребностями.
Но по сути, право на особые потребности необходимо каждому ребёнку. И в первую очередь за это отвечает семья. Насколько успешно «ячейки государства» справляются со своей задачей, наша беседа с Ольгой Шиховой, кандидатом биологических наук, семейным и клиническим психологом, ассоциированным профессором Высшей школы психологии университета «Туран».
Яжемать!
– Мы все хотим своим детям исключительно добра. Соломки стараемся постелить под каждый их шаг. Хорошо это или плохо?
– С одной стороны, ребенок приходит в большой мир, ничего о нём не зная. Ему надо научиться здесь жить, следовательно, без помощников, особенно самых близких, никак не обойтись. Потребность в наставничестве – одна из важнейших у растущего человека. Ведь, даже став взрослыми и оказавшись в незнакомой среде, разве не испытываем необходимости в толковом и благожелательном советчике?
К тому же мы нынче перенасыщены негативной информацией, тиражированием изо всех источников страшных историй. Как тут не будешь переживать за своё чадо! Очень сильно поменялось экономическое положение. В прошлом финансов было меньше, а детей рожали больше. Сегодня, когда наследников раз-два и обчёлся, они особенно ценны, вот и выкладываемся по максимуму!
– Похоже, подошли мы к другой стороне…
– Да. Родителям всё же надо знать меру. Усилия не должны становиться избыточными, превращаться в гиперопеку из-за повышенных опасений, недоверия к окружающему миру. Даже если жива в памяти тяжёлая ситуация, пережитая в собственном детстве. А то ведь нередко ребёнок слышит: я лучше знаю, как ты должен себя вести, чем заниматься, с кем дружить. Нарушается не менее важная потребность ребёнка – в автономии, ведущей к осваиванию компетенций. Они есть у каждого ребёнка, не говоря уже о взрослых. Знать, что я смогу, самостоятельно справлюсь со сложным делом. Малыш твердит, что сам наденет штанишки, а мама отмахивается, продолжает их натягивать. Одному хорошо известному мне ребёнку не удавалось даже поесть без посторонней помощи. Мамочку, большую чистюлю, раздражало, что, видите ли, каша летит во все стороны, вот и совала ему в рот ложку до трёх лет, мешая выработке своевременного элементарного навыка.
В последнее время ко мне всё чаще обращаются родители 25-30-летних отпрысков, не желающих работать, заводить свои семьи. Более того, уверенных, что старшие обязаны по-прежнему их содержать.
Замыслы и возможности
– Неужели такие мелочи чреваты серьёзными последствиями?
– Отсутствие самостоятельности, приобретаемой пошагово, проявляется в будущем. В последнее время ко мне всё чаще обращаются родители 25-30-летних отпрысков, не желающих работать, заводить свои семьи. Более того, уверенных, что старшие обязаны по-прежнему их содержать. Вот вам и мелочи, начавшиеся когда-то со штанишек и ложки… Или пример мамы, которая как начала собирать ребёнку школьный рюкзак с первого класса и одевать тетрадки в обложки, так и продолжает до пятого, если не дальше. Бывает уж совсем ни в какие ворота: мама моет 10-летнего сына под душем.
У ребёнка, лишённого возможности самореализоваться, при отсутствии умений, навыков нередко возникают разного рода зависимости, начиная от пищевых, которыми он гасит стресс. Он может впадать в состояние фрустрации.
– Вряд ли всем нашим читателям известен такой мудрёный психологический термин.
– Проще говоря: несоответствие желаний имеющимся возможностям. Уничтожение замыслов. Девочка расстроена, получила двойку за контрольную. Родители кидаются успокаивать.
– Но это же нормально!
– Напротив. Не давая ребёнку соприкоснуться с переживаниями, мы оказываем плохую услугу. Нам всем в какой-то степени нужно периодически испытывать самые разные эмоции – ярость, гнев, тоску, грусть, а не только радость и восторг, разумеется, также необходимые. Весь спектр настроений, которые означают здоровую психику. Надо быть готовым, чтобы столкнуться в течение жизни с каждой из эмоций и при этом не разрушиться. Крутые капитаны дальнего плавания не воспитываются в мелкой заводи. Умению пересекать океаны нужно учиться на глубине.
Нарисовали – и поверили…
– Но как кровинушку утешить, если переживания через край? Например, сказать: да наплюй ты на училку, подумаешь, делов-то!
– Любые крайности – нехорошая история. Нельзя, чтобы ребёнок рос в ощущении родительской глухоты, граничащей с жестокостью, но и попустительство ни к чему. Есть исследования, показывающие, что дети, выросшие в рамках жёстких отношений, более адаптированы к окружающей действительности и успешнее сверстников, каждую хотелку которых срывалась исполнять вся родня.
В данном случае переносить вину на учителя всё равно что ругать стол, об угол которого ударился малыш. С ребёнком надо разделить его эмоции, сказать, что понимаете, как он расстроен. Что на его месте и вы, и кто угодно испытали бы то же самое. Ни в коем случае не ругать, обойтись без упрёков, а спокойно и вместе разобраться в случившемся. Провести работу над ошибками. Не столько в тетради, сколько по ситуации в целом. В конце концов, мы любим детей не за пятерки, а за то, что они есть у нас.
– Среди родителей немало перфекционистов, требующих от сыновей и дочерей исключительности во всём. Может быть, это не лишено смысла на пороге взрослой жизни, где сплошная конкуренция?
– Причина тут скорее во внутренних дефицитах самих взрослых, таким образом они хотят утвердиться, фанатично настаивая, чтобы ребёнок был отличником, победителем олимпиад, лучшим среди лучших. А на самом деле, чтобы он соответствовал какому-то внутри них нарисованному образу. Сейчас мы видим, насколько возросло количество тревожных расстройств у молодых. Избыточное напряжение, вызванное внешним давлением старших, социума в целом, и высокая личностная тревожность могут привести к развитию неврозов, личностных расстройств, депрессий. И страшно сказать, к суицидальным настроениям.
Я знаю несколько случаев тревожных расстройств, возникших как раз из-за непомерных требований со стороны родителей. Без малейшей эмпатии и эмоциональной поддержки. Только бесконечное «ты должен»!
В защиту иерархии
– Понимают ли в семьях, что происходящее с ребёнком лежит на их совести?
– Когда взрослые обращаются к психологу с жалобами на психосоматику, поведенческие отклонения у ребёнка, то прежде всего причины нужно искать в семейной системе. Но не все родители готовы осознать больную и неприятную для себя истину, даже услышать о ней. Однако корректировать состояние только ребёнка, не затрагивая семью в целом, крайне мало эффективно. Потому что энергия идёт от родителей к детям.
– Но разве не вырастают и у хороших родителей проблемные дети?
– Если бы вы знали, сколько у нас театральных, фасадных семей! На людях одно, а за закрытыми дверями совсем другая жизнь. Холод в отношениях, нетерпимость к другому мнению, унижения, насмешки… Или надвигающийся развод, который особенно тяжело переносят малыши. Кстати, подростки тоже, у них пубертатный период с гормональным пожаром, ещё одно испытание не всем под силу. Супругам, решившим стать бывшими, это надо обязательно учитывать.
– Посоветуйте, как стать настоящим другом своему ребёнку?
– Я решительно против такой подмены понятий. Ему надо быть не другом, а полноценным мудрым родителем, опорой во всех жизненных ситуациях. В здоровой семье всегда должна существовать иерархия, когда родители перед законом, богом и людьми несут ответственность за своего ребёнка. Поэтому окончательное решение по многим вопросам, особенно ключевым, непременно обязано быть на стороне старшего. Институт семьи сегодня разрушается ещё и потому, что мы внесли много путаницы в сложившееся и проверенное веками. Пора задуматься над восстановлением истинных ценностей, в которых залог благополучия семьи, а значит, и общества в целом.
КСТАТИ
Министерством просвещения РК активно разрабатывается и внедряется комплексная программа психологической поддержки в образовательных учреждениях. Она включает в себя снижение нагрузки на педагогов-психологов из расчета один специалист на 500 учащихся и обновление профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт «Педагог» включает требования к подготовке педагогов-психологов и социальных педагогов.
Также запланировано увеличение числа специалистов и открытие центров психологической службы во всех регионах Казахстана.
Минпросом принят Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023–2025 годы.
Optimism.kz
Светлана СИНИЦКАЯ