Примерное время чтения: 5 минут
100

Экспортный вариант

Все больше предприятий-экспортеров в стране получают господдержку

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК, ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ РЕСПУБЛИКИ, В 90-Е ГОДЫ ПОТЕРЯЛ МНОГИЕ УНИКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ. БОЛЬШИНСТВО ЗАВОДОВ БЫЛО ЗАКРЫТО, ЦЕННЕЙШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОШЛО НА МЕТАЛЛОЛОМ, ЗАВОДСКИЕ ЦЕХА ПРЕВРАЩЕНЫ В КРЫТЫЕ РЫНКИ, А СПЕЦИАЛИСТАМ РЕДЧАЙШИХ ПРОФЕССИЙ ПРИШЛОСЬ ИСКАТЬ РАБОТУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КАЗАХСТАНА. [газетная статья]

Довольно показательна в этом смысле судьба одного из самых известных предприятий региона «Востокмашзавод», который в СССР считался самым крупным поставщиком оборудования для горнодобывающей отрасли.

Его продукция шла не только предприятиям, осваивающим подземные кладовые Рудного Алтая, но и в десятки стран мира. Это было обогатительное и металлургическое оборудование, горно-шахтное для свинцово-цинковой и медной подотрасли, нестандартное технологическое оборудование для производства алюминия и титана, самоходные основные и вспомогательные машины для шахтной и карьерной добычи руд по прогрессивной технологии. Для этого предприятие оснастили всеми технологическими переделами полного машиностроительного цикла.

Это был один из крупнейших на тот момент в СССР экспортеров машин, агрегатов, узлов для горнодобывающих комплексов на сотни предприятий Азии, Южной Америки и некоторых европейских стран.

После распада Союза, лишившись господдержки и рынков сбыта, «Востокмашзавод» преобразовался в акционерное общество и полностью перепрофилировал выпуск своей продукции. Выкручивались за счет обновления ассортимента выпускаемых изделий – колес к тракторам, агрегатов для производства кормовых гранул, сетчатых полов для птицефабрик, а также товаров народного потребления (детских велосипедов, карнизов оконных рам и т. п.).

Пришлось осваивать и новые рынки сбыта. Однако 10 лет назад ситуация стала по-настоящему критической, число заказов сократилось до опасного минимума, и завод оказался убыточным.

И в этот момент, в 2011 году нацкомпания «Казахстан темир жолы» и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына» предложили заводу участвовать в проекте «Вагонное литье для железнодорожных вагонов» в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, что было для предприятия просто спасением. Быстро наладили оборудование по изготовлению боковых рам и надрессорных балок для вагоностроительной отрасли и ремонтных баз. За полтора года реконструировали один из крупнейших цехов завода – чугунолитейный, в котором установили современное оборудование, набран и обучен персонал. Практически все производство было автоматизировано. Работа шла в ускоренном режиме, и уже через несколько месяцев изготовлена первая партия новой продукции, которая прошла сертификацию в рамках Таможенного союза и технического регламента. Параллельно были налажены контакты с зарубежными партнерами. В первую очередь – из близлежащих областей России.

ЗАВОДЧАН ОПОВЕСТИЛИ, ЧТО АКЦИИ ИХ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫКУПЛЕНЫ СОЛИДНОЙ КОМПАНИЕЙ, ГОТОВОЙ ВЕРНУТЬ УГАСАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО К ПОЛНОКРОВНОЙ ЖИЗНИ.

Казалось бы, все наладилось. Железнодорожники продолжали исправно вкладывать в предприятие солидные финансовые средства, на которые смогли открыть новые производства – в частности, цех по изготовлению крупногабаритного литья для грузовых вагонов. Но, как говорится, что-то пошло не так. Процесс становления начал понемногу давать сбои, и, к большому сожалению, запустить завод на полную мощность так и не удалось. Возможно, одна из причин – задержка с капитальным ремонтом заводских цехов, а также затянувшаяся замена устаревшего оборудования. Все это привело к тому, что предприятие работало вполсилы, а ежегодный убыток составлял около 1 млрд тенге. Начались перебои с зарплатой, людей стали отправлять в вынужденные отпуска.

29 января этого года руководитель областного управления государственной инспекции труда Бакытбек Кизатов озвучил цифру: сумма задолженности по заработной плате перед сотрудниками АО «Востокмашзавод» за декабрь 2020 года составила 48 млн тенге. Кроме того, имеются долги по пенсионным и социальным отчислениям, а также высокая кредиторская задолженность.

 И вот когда, казалось бы, не было какой-либо надежды на улучшение, забрезжил свет в конце туннеля. Усилия областного акимата ВКО по поиску инвестора для завода увенчались успехом. Заводчан оповестили, что акции их предприятия выкуплены солидной компанией, готовой вернуть угасающее производство к полнокровной жизни.

В начале февраля состоялась деловая встреча руководства завода, представителей областного акимата и собственника ТОО «ВМЗ Инвест», а в адрес региональных властей новый владелец направил письмо с планом развития АО «Востокмашзавод». Сейчас первоочередной задачей инвестора и акимата является оказание заводу финансовой помощи в погашении задолженности по зарплате, в частичном погашении кредиторской задолженности в рамках выделения средств из бюджета. Основная же доля вложений инвестора будет направлена на инвестиционные цели (перезапуск цеха №10 по производству крупногабаритного литья для грузовых железнодорожных вагонов).

Канат Калиев, исполняющий обязанности директора завода, считает, что новому собственнику для начала «необходимо в срочном порядке разобраться с существующем ассортиментом продукции, который в советские времена доходил до пяти тысяч наименований. Большая часть его давно устарела, поскольку оборудование, которое использовалось в 1970-е годы, в настоящее время в горнорудной промышленности и тяжелом машиностроении больше не применяется. В связи с этим и образовался дефицит заказов».

Он также сообщил обнадеживающую новость о том, что вскоре на завод прибудет делегация немецкой компании, которая будет проводить обследование цеха№10 в течение трех месяцев и выдаст рекомендации по его реконструкции, а также технологическое обоснование отдельных ноу-хау, необходимых для модернизации производства.

Резюмируя сказанное, и.о. директора отметил: «Определенные наши изделия (например, железнодорожные балки, рамы) очень востребованы и в Казахстане, и в России. Даже если мы на собственного потребителя будем работать, я думаю, можно выйти на окупаемость завода. Но для всего этого нужно время. Производство закрываться не будет. Сокращения не планируется. Первую партию продукции десятого цеха надеемся выпустить уже до августа текущего года».

Надо сказать, что следующий этапом продолжения этого созидательного процесса будет восстановление прежних связей с зарубежными потребителями. Ведь «Востокмашзавод» – это один из главных экспортеров продукции на внешние рынки. И валютные поступления в городскую казну реанимированного налогоплательщика окажутся весьма кстати.

Но и казахстанский потребитель заводской продукции только выиграет. В связи с запущенными в области масштабными проектами, в частности строительством полуторакилометрового моста через Бухтарминское водохранилище, заказы для вернувшегося буквально из небытия АО «Востокмашзавод», безусловно, будут поступать очень интенсивно.

Анатолий ЛАПТЕВ, Усть-Каменогорск

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых