Аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев подтвердил информацию, озвученную в конце октября: сроки сдачи автобана Караганда – Балхаш перенесли на конец 2024 года [газетная статья].
Напомню, что в марте 2019 года, во время рабочей поездки в Карагандинскую область Романа Скляра, тогда министра индустрии и инфраструктурного развития РК, чиновники ответственно заявили: трасса Караганда – Балхаш будет реконструирована до 2020 года и обойдётся бюджету страны в 243 млрд тенге.
Тогдашний аким области Ерлан Кошанов и министр Роман Скляр раскритиковали фирму, которая работает на автодороге Темиртау – Караганда. Во-первых, затянулись сроки строительства дороги. Во-вторых, подрядчики допустили брак, из-за которого участок нового дорожного полотна сразу же покрылся трещинами. Подрядную компанию «СейСер» обязали в сроки, согласно контракту, всё переделать за собственный счет. Иначе, пригрозили они, компанию включат в чёрный список.
Потом случилась пандемия коронавируса, во время которой остановились даже масштабные стройки. А потом стоимость проекта, по непонятным причинам, невероятно возросла. В ноябре уже 2022 года депутат сената Даурен Адильбеков сообщил, что позднее утверждение сметной документации и рост цен на дорожно-строительные материалы привели к удорожанию строительных работ на… 128 млрд тенге.
По его словам, в 2019 году нижний слой основания дороги был выполнен на 1,3%, верхний – на 1%, нижнее основание покрытия дороги – на 1%. На работы было привлечено 1798 человек и 998 единиц строительной дорожной техники. В 2020-ом эти же показатели составили 20% и 25% соответственно, а привлечено было уже 2165 человек и 1042 единицы техники.
Пойдём дальше. В апреле 2023 года в ходе проверок правоохранительные органы выявили факты хищений при возведении автодорог Калбатау – Майкапшагай и Караганда – Балхаш. Итоги проверок также вскрыли массу нарушений : факты оплаты заказчиками невыполненных работ, случаи завышения их сметной стоимости, отклонения от проектов, несоблюдение строительных норм и много чего ещё. А генеральный прокурор Берик Асылов заявил, что эти участки автодорог строятся за счёт средств внешних займов консорциумами с иностранным участием, в рамках которых ТОО «СП КазГерСтрой» (аффилировано со структурами Кайрата Сатыбалды) привлекалось в качестве соисполнителя работ. Вне уголовного дела по актам прокуроров были возвращены государству и предотвращены потери бюджета (так всё-таки бюджета!) на 35 млрд тенге, в дисциплинарном и административном порядке наказали более 600 человек.
И вот уже заместитель директора КОФ АО НК «КазАвтоЖол» Айбек Амантаев в октябре 2023-го рассказал, что изначально были определены два генподрядчика: китайская компания CITIC Construction Co. LTD и отечественная «КазГерСтрой». Но последнего исключили «из-за слабой укомплектовки кадрами». Сейчас же автобан строят две компании – китайская компания и появившееся в проекте казахстанское ТОО «Сине Мидас Строй». И что же сегодня? А теперь реальная сумма строительства составляет уже 317 млрд тенге.
Впечатляет то, что в этом году Национальный центр качества дорожных активов проверял трассу аж 79 раз. Было отобрано более 400 проб по проверке качества покрытия и т. д., из которых 45 оказались не соответствующими необходимым требованиям. Претензии контролирующих органов касались качества битума, плотности уложенного дорожного покрытия, влагостойкости асфальта. Более того, уже в ходе строительства трассы на некоторых её участках уже образовалась колея. Это из-за большого потока грузовых авто, говорят в «КазАвтоЖол», словно только узнали, что по трассе будут ездить большегрузные автомобили.
При этом в «КазАвтоЖол», национальном операторе по управлению автомобильными дорогами страны, уверяют: к вопросам качества они подходят очень ответственно. Оно и заметно, как говорится. И немного печальной статистики: за 9 месяцев этого года на трассе Караганда – Балхаш зарегистрировано уже 36 ДТП, в которых погибло 37 человек и 42 пострадало. Одна из причин такого числа аварий – качество дороги, к которому в «КазАвтоЖол» «подходят очень ответственно».
И наконец, водители по всей стране жалуются на состояние дорог. Затянувшаяся на годы стройка «идёт» на всех фронтах. Если на западе не могут дождаться окончания ремонта трассы Актобе – Атырау – граница с Астраханской областью РФ, то в центре никак не закончат дорогу Алматы – Астана. Между тем дороги являются важнейшим экономическим ресурсом, который пропадает благодаря бездарным управленцам. Надеемся, в новой экономической парадигме президент уделит этому особое внимание и сделает кадровые выводы.
Денис Кривошеев, блогер