Примерное время чтения: 9 минут
68

Дома эпохальные

Госплан Казахской ССР / из газетных материалов

В истории алматинской архитектуры множество интересных эпизодов и сюжетов, когда принимались неожиданные решения по возведению тех или иных зданий на месте… уже стоявших десь выдающихся архитектурных сооружений. И к большому сожалению, эта история больше изобилует печальными случаями уничтожения прежнего архитектурного облика города [газетная статья].

«АЛАТАУ» И MCDONALD’S: ЧТО ЭТО БЫЛО?

Мы уже рассказывали о том, как уничтожались постройки города Верного и на их месте возводились новые дома и административные здания. Причём зачастую здания именно уничтожались без особой на то надобности, потому как на их месте нередко возводилось нечто абсолютно бездарное и недолговременное.

Всю архитектурную историю города можно назвать многослойной, и слои эти складывались в разные эпохи, потом уничтожались и на их месте возникали новые. Поэтому о целостном архитектурном облике Алматы, даже её центра, говорить сегодня не приходится – он постоянно менялся и меняется. Причём с незавидной регулярностью и неизбежностью.

Множество зданий города были уничтожены совсем, по историческим меркам недавно. Причём были они для города знаковые и значимые, благодарная память о которых будет еще долго сохраняться среди тех, кто в нём родился и вырос.

Кинотеатр Алатау.
Кинотеатр Алатау. Фото: из газетных материалов

В 1960 году на нижней, северной стороне улицы Комсомольской (бывшей Гимназической), между улицами Карла Маркса (Капальской, ныне улица Кунаева) и Тулебаева (Сергиопольской) был построен кинотеатр «Алатау».

Здание, как указывалось в архитектурном его описании, было типовым, в СССР такие возводились во многих городах. Архитекторами его были Евгений Дятлов и Игорь Попов. Зрительный зал первоначально вмещал 780 мест. И «Алатау» сразу же стал своеобразным киноцентром, где проводились встречи с видными деятелями кино и театра. Совместно с Бюро пропаганды советского киноискусства был организован клуб «Юный друг кино», а также клубы патриотического, правового и атеистического воспитания. Естественно, с использованием киноматериала в качестве наглядных пособий. С 1980 года «Алатау» стал «кинотеатром высшего разряда», и в том же году его посетили 890 900 зрителей. Это был тогда рекорд его посещаемости. «Алатау» значился вторым по своему значению кинотеатром в Алма-Ате после «Целинного», где демонстрировались картины, входящие в программу Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, Московского кинофестиваля. Помимо этого, популярностью пользовались тематические фестивали индийского, болгарского, украинского, белорусского, узбекского и югославского кино.

После развала СССР прежняя система советского кинопроката исчезла, и для кинотеатров, в том числе и для «Алатау», наступили мрачные времена. Половина здания сдавалась под бар и компьютерный клуб, а половина и вовсе была закрыта. В 2013 году выяснилось, что здание кинотеатра находилось в залоге, и когда хозяева не вернули заём, залогодатель выставил его на продажу.

В 2014-м на месте «Алатау» решили возвести бургерную (сиречь по-русски забегаловку) McDonald’s, и – здесь стоит обратить особое внимание на происходящее – градостроительный совет Алматы одобрил это решение (!). И в октябре 2015 года «Алатау» исчез, уступив место «архитектурному» символу новой эпохи. Теперь здесь, так сказать, предприятие общественного питания…

«СКАЖИТЕ, ЧТО МЫ БЕРЕЖЁМ?»

Своеобразное отношение алматинских зодчих (особенно начальствующих) наблюдалось и в истории уничтожения ещё одного архитектурного объекта в центре Алматы – здания бывшего Госплана Казахской ССР. Стояло оно по улице Богенбай-батыра (бывшей Кирова, а до этого – Командирской) между улицами Желтоксан (до этого – Мира, а еще раньше – Иссык-Кульской). Возведено оно было в 1954 году по проекту архитекторов В. Крошина и В. Косова. Больше, собственно, об истории его возникновения ничего неизвестно.

Вся эпопея по уничтожению этого здания разворачивалась не так давно и была очень интересной, хотя бы потому, что дом Госплана впервые попытались довольно активно защитить жители города, то есть алматинцы. Была даже сформирована группа инициативных граждан города, пытавшаяся убедить городские власти и архитекторов не уничтожать здание.

Наиболее же любопытным здесь было отношение к этой теме руководителя управления архитектуры и градостроительства Алматы г-на Габита Садырбаева. Вот что он, в частности, сказал:

– По этому зданию, чтобы его непременно сохранить, я бы так не упирался. Вы помните фасад этого здания. Его переделывали шесть раз. Каждый министр приходил и «вкладывал» в это здание свое архитектурное видение. Раньше оно было жёлтым, а сейчас это сине-зеленый базар. Скажите, что мы бережем? Там вверху стоят коринфские ордера, на третьем этаже деревянная лепнина. Да там такое намешали! Этого вообще нельзя допускать! Для чего его беречь, если в нём нет единого архитектурного стиля!

Эти слова, напомним, главного архитектора города, следовало бы увековечить в чём-нибудь нетленном, скажем, в граните, потому что они как нельзя наглядно и образно характеризуют отношение к истории города именно тех, кто, казалось бы, призван эту историю беречь и сохранять.

И более того, г-н Садырбаев не просто выразил свое позитивное отношение к уничтожению памятника архитектуры (а здание Госплана именно таковым и было, пусть и разностилевым), но и привёл в качестве аргумента утверждение о том, что объект этот якобы «не отвечает нормам сейсмической безопасности и согласно заключению Казахского научно-исследовательского и проектно-экспериментального института строительства и архитектуры (КазНИИСА), проведенного в 2014-м, он находится в неудовлетворительном состоянии и дальнейшая эксплуатация здания в текущем виде несёт риски».

В свою очередь члены инициативной группы по спасению дома предъявили техническую документацию, свидетельствующую о том, что здание находится в полном порядке, а также государственный акт не так давно проведённой экспертизы, подтверждающий, что и износ здания, и его техническое состояние вполне соответствует утвержденным нормативам. Но все оказалось тщетным. Бывший Госплан при полном попустительстве архитекторов уничтожили.

МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ТЕБЯ ВСЕГДА, НАШ ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ

Было ещё сравнительно недавно в городе и другое здание, которое, как некоторые считают, не отличалось архитектурными изысками, но сыгравшее огромную роль в жизни тысяч алмаатинцев, – Городской дворец пионеров. Открылся он в 1962 году на улице Калинина (бывшей Мещанской), между улицами Сейфуллина (прежде – улица Узбекская) и Сосновым парком (бывшим Приютским садом).

Дворец пионеров
Дворец пионеров. Фото: из газетных материалов

Авторами проекта стала целая группа архитекторов и художников. Именно художников, потому как здание выглядело монументальным, строгим, но очень красивым, настоящим дворцом для детей. И те, кто утверждает, будто оно не имело никакой архитектурной ценности, просто лукавят, это был храм для тех, кто хотел познать мир, а не торгово-развлекательный центр, и потому он выглядел соответственно. Как родной дом для юных созданий, приходивших сюда для познания мира и света. Извините уж за пафос, но он здесь вполне уместен. Таких зданий, которые становились бы настоящей вехой в жизни тысяч и тысяч людей, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Так вот авторами проекта были архитектор Ким До Сен и монументалисты Т. Досмагамбетов, Х. Рахимов, А. Тищенко, В. Шептанов, Ш. Валиханов. Как отмечалось тогда, Дворец пионеров должен был отвечать своему названию как внешне, так и внутренне. «Чтобы даже через несколько поколений будущие пионеры, которым выпадет счастливый жребий жить при коммунизме, приходили и радовались тому, что начинали они свою научную и творческую карьеру именно в этом светлом доме». То есть строили основательно. Четырехэтажный дворец, с башенкой обсерватории на крыше, с просторными окнами, витражами и стеклянным павильоном летнего сада, откуда даже в самые снежные алма-атинские зимы кустилась свежая зелень и доносилось пение.

Он стал знаковым в жизни множества юных горожан. В 1962 году в нём уже работало 36 кружков по самым различным направлениям. Это была музыка, изучение ботаники и биологии, филателия, изготовление авиа- и корабельных моделей, астрономия, история, химия. Были спортивные секции по баскетболу, футболу, плаванию, гандболу, гимнастике, настольному теннису. Была великолепная секция по шахматам и шашкам. Занималось здесь около 2500 школьников. Бесплатно, в течение многих лет в этом дворце обучали, увлекали знаниями, завораживали новыми открытиями поколения и поколения юных алмаатинцев. Здесь была малая Академия наук по семи направлениям знаний, юношеский университет литературы. Был свой ансамбль песни и пляски.

Когда в 1982-м открыли новый городской дворец, в прежнем, на Калинина, действовало уже 230 кружков и секций, в которых занималось около 4000 тысяч детей и подростков. Но вот в 2006-м «выяснилось», что здание это ветхое… То есть то, что строили на века, оказалось в наше время непрочным и его нужно было уничтожить.

Это стало первым, с позволения сказать, поводом для довольно широкого и доселе невиданного общественного протеста алмаатинцев, который, впрочем, остался безрезультатным. Дворец пионеров уничтожили, и опять же при полном попустительстве архитекторов, отвечающих за исторический облик города. Может, это планида такая у Верного, Алма-Аты, Алматы – с каждой новой эпохой избавляться от памяти?

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)