Примерное время чтения: 8 минут
63

Дети 90-х бросают вызов стереотипам

Виктор Елисеев
Виктор Елисеев / Представлено партнером / открытый источник

Писатель, медиа-менеджер, бизнесмен Виктор Елисеев презентовал в Алматы новую книгу «Дети 90-х». Автор анализирует поколение миллениалов в водовороте трансформации общества, экономики, образования, медиа.

В нашей стране пять миллионов миллениалов (те, кто родился с 1980-2000 годах), они составляют 63% среди трудоспособного населения Казахстана. Они активно участвуют в экономической и социальной жизни страны: свыше 70% новых предприятий и бизнесов создается именно представителями этого поколения. Они готовы рисковать, пробовать и внедрять новые подходы, при этом именно у них самый высокий уровень депрессии.

- Виктор, почему вы выбрали для своей новой книги тему  жизни казахстанских миллениалов?

- В основу книги лег материал, для докторской диссертации «Как миллениалы влияют на эволюцию управления в казахстанских компаниях», которую я защитил в Цюрихе в 2017 году. Триггером послужила ситуация, когда один из моих ценных сотрудников перешел в другую компанию на должность ниже и с зарплатой поменьше. Меня эта история заинтересовала, и я начал разбираться в вопросе, что мотивирует современных молодых людей миллениалов на то, чтобы менять свое место работы. Стал изучать их основные паттерны поведения, в том числе и привычки в контексте медиа потребления.  Поэтому основной фокус книги отводится именно поколению, которое родилось с 1986 года по 2000-е, так называемые игрики. Казахстанских миллениалов я изучал на протяжение практически трех лет, из которых два года шло на написание книги, и почти год на сбор информации, проведение исследований. В опросах и интервью приняло участие более 400 казахстанцев. Поэтому все вещи, которые прописаны в качестве тезисов, это не просто мои умозаключения, а выводы, сделанные на академическом знании.

- Вы автор трех книг. Какую из них было сложнее всего писать?

- «Mediaгрех», который вышел в 2015 году, потому что это был художественный роман. Особенно мне  тяжело давались в нем диалоги, описания определенных сцен, которые требовали детализации. «Mediaгрех» построен на истории из моей молодости,  о том как мы создавали  первую желтую газету в Казахстане в конце 90-х годов. При написании, конечно, были определенные трудности. С одной стороны, было вдохновение и желание передать максимально то время, как бы дать читателю прочувствовать определенные его прелести, а с другой стороны,  восстановить в памяти и передать в тексте конкретные слова, язык того времени было намного сложнее, чем в других  моих  книгах, написанных в жанре нон – фикшн (произведения нехудожественной, прикладной литературы. – авт).

- Вас называют мотиватором в сфере бизнеса? Дайте совет, как сформировать эффективную команду и как вести бизнес, чтобы он был прибыльный?

- Считаю, что наиболее эффективной командой является та, где собраны люди разных талантов, но при этом дополняющих друг друга. Главное, чтобы коллектив имел общие ценности и понимания, куда двигаются. Большая роль в этом руководителя, который должен правильно подобрать людей, расставить их по местам и не мешать им выполнять работу. Поэтому лучшие лидеры это те, которые успешно выявляют таланты разных сотрудников с разными характерами и эффективно встраивают их в задачи и цели, которые есть у коллектива. Что  касается доходного предприятия, то я не понимаю таких формулировок как неприбыльный бизнес. Замечаю, что многие казахстанские предприниматели часто занимаются своим делом, но при этом не анализируют его рентабельность или эффективность. Для того, чтобы бизнес был прибыльным, необходимо внедрить максимальное количество метрик (Показатель для оценки работы маркетинга, продаж и бизнеса в целом. – Авт), чтобы замерять эффективность собственного дела по разным показателям. В этой связи очень хорошо работает планирование и отслеживание промежуточных результатов. Все, что не измеряемо, не может быть эффективным. Поэтому совет всем предпринимателям максимально старайтесь анализировать показатели на регулярной основе и ставьте амбициозные, но достижимые цели для своего дела.

Фото предоставлено организаторами

- Стоит ли в свою команду привлекать друзей и родственников?
 

- Это зависит от того, как распределены роли. Если родственники и друзья четко понимают разграничения между личным и профессиональным отношением, то, возможно, и стоит. Но, если говорить о моем опыте, то любые коллаборации с друзьями, родственниками не были для меня эффективными. Поэтому для себя, я решил, что привлекать подобных в собственный бизнес не буду.

- Любой человек может стать бизнесменом или все же нужно обладать неким талантом?

- Есть природные навыки, которые характеризуются с предпринимательской деятельностью: гибкость, умение договариваться, коммуницировать, продавать. Однако нужно понять, что не каждому нужно быть предпринимателем. Хотя сейчас это профессия достаточно популярна среди молодежи и ассоциируется с большими доходами. Но, бизнесмены - это люди, которые берут на себя ответственность во многие вопросах и ситуациях. Если человек не хочет брать ответственность, то, скорее всего, ему будет очень сложно в этой сфере. Поэтому в первую очередь нужно, наверное, определиться. Насколько человек готов к вызовам, может прогнозировать свое будущее в условиях неопределенности, а сейчас это является ключевой компетенцией, настолько ему будет комфортно на нише бизнеса. Успех предпринимателя - это путь, связанный с различными проблемами, которые необходимо преодолевать, несмотря на обстоятельства.

Фото предоставлено организаторами

Знаю достаточно примеров, когда, работая в корпоративном сегменте, люди громко увольнялись, переходили в предпринимательскую нишу, ломали дров, а потом опять возвращались в уютный комфортный офис, где имели хорошие соцпакеты и зарплаты.
 

- В одном из интервью вы сказали, что в восьмом классе у вас была мечта – научится манипулировать общественным сознанием. Получилось реализовать мечту?

- Да, получилось. Я шел к этому через разный опыт. Когда я начал анализировать, как можно научиться манипулировать сознанием в различных сферах, понял для себя, что они могут быть разделены на абсолютно разные роли. Для себя классифицировал их: медиа, политика, гослужба. В каждый из этих областей я попробовал себя. Работал на госслужбе, был журналистом, редактором на телевидении, в газетах, трудился в коммуникационном рекламном бизнесе. Все эти направления так или иначе связаны с манипулированием общественного сознанием.

- Сегодня все больше упор делают на блогеров. Как вы думаете, есть у казахстанской журналистики будущее?

Фото предоставлено организаторами

- Я думаю, что это будет гибридная модель дивергентной журналистики. Сейчас об этом многие говорят, потому что сама роль журналиста сильно меняется. Если вчера, это был человек с блокнотом, то сегодня современный корреспондент должен отражать тенденции времени. Он должен умело управляться с виде-фото камерой, уметь делать подкасты, монтировать ролики. Мне кажется, что в таком формате журналист уже тоже похож на блогера. Плюс мы переживаем время, которое я называю, сам себе медиа. То есть сейчас многие открывают свои медиаканалы, в том же Телеграме. Поэтому однозначно журналистика будет уходить в сторону конвергентности и проверки фактов данных. Чем отличается журналист от блогера? Корреспондент больше затрачивает усилий на фактчекинг, блогеры зачастую этого не делает.

- Кто из известных казахстанцев вдохновляет вас?

- Меня мотивируют такие люди как Олжас Сулейменов, Ермек Турсынов.

- Вы перечитываете свои книги? Появляется желание что-то исправить, добавить?

- Перечитываю, переслушиваю. Я понимаю, что, с учетом времени они требуют обновления. В этом смысле художественная литература, я сейчас говорю о «Mediaгрех» более классический вариант, где есть актуальность. Если говорить о моей второй книге «Как заработать на своем имени. Секреты создания личного бренда», которая вышла в 2018 году, то мы обсуждали с издательством выпустить обновленную редакцию.

Надежда ПЛЯСКИНА

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых