Вот так сегодня выглядит это уникальное здание бывшего Министерства автотранспорта Казахской ССР [газетная статья].
Строительный бум в Алма-Ате пришёлся на 60-70-е годы прошлого века. Именно тогда и появились знаковые и исторические здания, такие как гостиница «Казахстан», Дворец республики, Дворец школьников, библиотека имени Пушкина.
ДОМ ВЫСОКИЙ, НО… МАЛОЗАМЕТНЫЙ
Город в этот период динамично рос и развивался, и в 1962-63 годах назрела необходимость разработки очередного генерального, третьего по счёту, архитектурного плана. И он был разработан институтом «Ленгипрогор» (архитектор Г.А. Бобович при участии Т.К. Басенова) и предусматривал развитие Алма-Аты на период 20-25 лет с расчётной численностью населения до 750 тысяч человек.
Хотя к этому времени в Алма-Ате уже выросли собственные проектные институты «Алма-Ата Гипрогор» и «Казгорстройпроект», в связи с чем светила из Москвы и Ленинграда привлекались теперь все реже и в основном в качестве консультантов. И вот именно коллективу института «Казгорстройпроект» было поручено разработать проект здания, которое должно стать связующим узлом между проспектом Абая и новой площадью города, что задумывали создать южнее этой магистрали.
В этом величественном строении разместилось Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР, одно из ведущих ведомств в тогдашнем народном хозяйстве республики. Интересно, что данных о том, кто проектировал здание, крайне мало, и вообще о нём почти нет никакой информации в так называемых открытых источниках. И даже алматинские архитекторы, занимающиеся историей зодчества города, почти ничего не знают о новом корпусе Минавтотранса. Удалось выяснить только, что группу проектировавших здание возглавляли Николай Рипинский и Владимир Ищенко. И лишь после того как мы ознакомились с историей этого строения, стало понятным, почему всё с ним связанное было в некоторой степени нежелательно для широкого ознакомления.
Однако удалось выяснить, что здание Минавтотранса было возведенов 1977 году на углу двух проспектов – Абая и Космонавтов (ныне проспект Байтурсынова). И что ещё очень характерно, совершенно нет фотоснимков, как оно выглядело в советскую эпоху. Но почему? А потому, что в этом здании разместили один из первых ультрасовременных по тому времени инфраструктурных гражданских объектов – крупный вычислительный центр управления автобусными перевозками. То есть в эту высотку в 12 этажей стекались все сигналы от радиоантенн автобусных отметок по городу.
Много ли алматинцев знают о такой исторической особенности их родного города?
Но помимо городского в этом высотном здании располагался уж совсем режимный, как тогда говорили, объект – Главный вычислительный центр Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР. То есть объект стратегический и охраняемый, куда попасть никто, кроме обладателей специальных пропусков, не мог. Потому и описывать это здание было запрещено в советское время, и фотоснимков его просто не найти.
КОГДА ВНУТРИ – СЕКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ
Что же представлял собой это уникальный стратегический центр?
Вот как описывает его один из бывших сотрудников Владимир Цхай: «Коллектив центра в 70-80-е годы превышал 800 человек, из которых более 100 человек были разработчики математического обеспечения: постановщики задач, программисты и внедрители. Самыми большими отделами были отделы подготовки данных и отдел эксплуатации ЭВМ, которые работали в несколько смен.
Эксплуатация работала круглосуточно, так как объем заказов был большим: ГВЦ обсчитывал практически все автопредприятия города. Поскольку первичными документами служили путевые листы водителей всех рангов и их накладные, то их привозили в центр мешками и передавали в отдел подготовки данных. В этом отделе работали в основном женщины, точнее, молодые девушки, поскольку работа была монотонная, требующая большого внимания и аккуратности, на что мужская часть человечества вряд ли готова. ВГВЦ была разработана специальная программа подготовки данных с логическим контролем подготавливаемой информации, однако все равно были прецеденты с искажением данных и приписками».
А как располагались подразделения центра в этом огромном строении? Вот что пояснил Владимир Цхай: «Эксплуатация занимала полностью второй этаж, а отдел подготовки данных – третий этаж здания. Разработчики располагались на 10-м и 11-м этажах. В качестве постановщиков экономических задач выступали как наши разработчики, так и сотрудники отраслевого института министерства. Я с первых дней пребывания в ГВЦ занимался разработкой и внедрением задач оперативного управления грузовыми перевозками, а также комплексом задач, входящих в общесоюзную систему ГАСУ «Урожай».
Итак, в 12-этажке располагался ГВЦ Минавтотранса, тогда как для автобусов была отдельная автоматизированная система управления, видео с первых видеокамер тоже поступали туда. Были и другие системы управления, как отмечают ветераны отрасли, здание было громадное, многое поместилось. Кроме того, для оперативной обработки путевой и транспортной документации, решения транспортных задач, учёта и отчётности при Минавтотрансе Казахской ССР была создана целая сеть вычислительных центров, первоначально на базе ЭВМ «Минск 32», а затем и на машинах третьего поколения типа ЕС. И конечно же, главную работу по разработке программного обеспечения возложили на Главный вычислительный центр города Алма-Аты.
КУРЬЁЗ ЭПОХИ ЭВМ
В конце 70-х годов в Алма-Атинской области проходил семинар по внедрению передовых методов организации грузовых перевозок с участием представителей Министерства автотранспорта, автоуправлений и автопредприятий республики. Перед представителями Главного вычислительного центра поставили задачу продемонстрировать все чудеса тогдашней науки и вычислительной техники: надо было на удалённом объекте составить заявку на перевозку грузов, передать эту информацию в ГВЦ, провести расчёт маршрут заданий для водителей, а затем передать эти расчёты по модему обратно на удаленный объект и распечатать расчетные маршрутные листы на АЦПУ, который находился на этом объекте.
Сейчас, когда повсеместно есть интернет, а по любому смартфону можно передавать различную информацию хоть на край света, модемы (роутеры) спокойно размещаются на рабочем столе любого сотрудника, но тогда, как уточняет Владимир Цхай, если вы помните, мы ещё ходили на переговорные пункты, чтобы заказать разговор с соседним городом…
Да, промышленность советская уже выпускала аппараты, которые назывались модемами, габариты этих модемов не уступали габаритам современных холодильников, весили они не менее 150 кг, потребляли уйму электроэнергии и ничего не передавали… К тому же связь с районами была просто отвратительной – в том случае, если она была, в большинстве случаев её просто не было…
Далее вновь обратимся к воспоминаниям Владимира: «Короче, как вы понимаете, перед нами стояла невыполнимая задача с точки зрения технического обеспечения. С другой стороны, для советского человека не было невыполнимых задач, партия и правительство всегда утверждало, что на свете нет нерешаемых проблем, есть просто нерешённые задачи, к которым ещё не добралась советская власть с её марксистско-ленинской философией».
Итак, оставались сутки до начала семинара, ответственный за выполнение поставленной задачи работник рвал и метал, считая, сколько часов ему осталось просуществовать на белом свете. Ещё немного, и он бы отправился к нотариусу составлять завещание на случай безвременной кончины… Но ему повезло. Попавшийся под руку очкарик, выслушав бессвязную речь окончательно замороченного ответственного работника, посоветовал ему составить заявку, провести расчет на ЭВМ, распечатать результаты, свернуть полученные в рулон, а на следующий день после некоторых манипуляций пропустить этот рулон через АЦПУ на объекте в режиме «прогон бумаги» и выдать заинтересованной публике эти драгоценные результаты.
«Вечером следующего дня, – вспоминает Цхай, – когда ответственный работник вернулся с семинара, мы поинтересовались результатами его работы. Он ответил, что всё прошло на высшем уровне. Мы обозвали это «методом стиральной машины», если помните, раньше были стиралки с ручным отжимом белья в виде спаренных роликов. Слава богу, что больше таких ситуаций не возникало и подобные семинары проводились в областных городах на базе КИВЦ».
НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВАЯ ЖИЗНЬ
В начале 90-х годов прошлого века не стало Министерства автотранспорта Казахской ССР, а ведомство, занимающееся это отраслью, переехало из высотки в другое здание. А новые владельцы здания стремились сдать его помещения всем, кто больше заплатит. И кого только тут не перебывало за тридцать лет! Говорят, что был и игорный компьютерный клуб, и даже «предприятие» по оказанию некоторых… интимных услуг. Сегодня в здании, которое управляется компанией Marden Property, расположен бизнесцентр Baykonyr. И ныне это современное здание класса В+, расположенное в центре деловой части города Алматы, на пересечении пр. Абая и ул. Байтурсынова по адресу: Абая, 42.
На первом этаже здания расположены заведения общественного питания, также банк, терминалы оплаты. На остальных этажах арендуются помещения под деловые офисы.
Сергей КОЗЛОВ