Примерное время чтения: 9 минут
154

Что сейчас происходит в Италии

Моя собеседница – Аня Рудак, гражданка Беларуси, 16 лет живёт в Италии, в прекрасной Венеции. По профессии театральный режиссёр . Аня известна в этой стране как высокообразованный, талантливый специалист, читающий студентам потрясающие лекции. К тому же она ставит театральные постановки, собирающие полные залы. [газетная статья]

Аня Рудак
Аня Рудак Фото: из газетных материалов

 

Голливудский сюжет в реальной жизни

Но в феврале Аня осталась без работы, как и тысячи профессионалов по всей Италии. Закрылись предприятия, университеты и музеи, опустели театры, зрителям вернули деньги за билеты на несостоявшиеся спектакли. По причине общей для всех напасти, которая в Италии день изо дня собирает свою чёрную, безжалостную жатву…

А ещё год назад Аня была абсолютно счастлива, получив приглашение знаменитого режиссёра, сценографа Давиде Ливермора войти в качестве его ассистента в творческую группу для работы над постановкой оперы «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета «Астана Опера». Они провели в столице Казахстана месяц, и результатом ежедневного, без выходных, труда стала премьера великого произведения Петра Ильича Чайковского.

Италия (4)
Италия (4) Фото: из газетных материалов

 

– Аня, расскажите об этом событии подробнее.

– Для знатоков оперного искусства Давиде Ливермор – очень востребованный режиссер, он ставит спектакли в «Ла Скала», его приглашают ведущие оперные театры мира. В Нур-Султан он прилетел из Австралии и буквально с самолёта приехал на репетицию «Евгения Онегина». Итальянцы народ нетерпеливый, и их творческие идеи должны горячими воплощаться в жизнь на сцене. И все мы горели этой постановкой, Давиде вывел на первый план непрожитую любовь Татьяны. Она уже в конце своего жизненного пути, и перед тем как уйти в иной мир, читает то самое письмо Онегина, ее страдания молодости возвращаются и становятся реальностью. Появляются как бы три ипостаси пушкинской героини.

В «Астана Опера» превосходные голоса, поэтому не было проблемы с выбором на роль Лариной в девичестве. Душа Татьяны была представлена в балетном исполнении. По замыслу режиссёра предстояло найти возрастную драматическую актрису, которая должна прожить свою роль в спектакле не только без вокала, но и без единого слова: исключительно на эмоциях, на чувствах держать на себе всё действие и быть понятной зрителю.

Время шло, но такую героиню найти не удавалось. Наконец пришла некая женщина и упросила Ливермора попробовать её на эту роль. Давиде нервничал, образ не проявлялся… И вдруг как будто что-то щелкнуло, протянулась ниточка, возникла аура, с женщиной по имени Мансия произошла фантастическая трансформация, точность попадания в образ, и она убедила, поразила драматической глубиной.

Но, пожалуй, главным открытием и потрясением для всех нас стало то, что для Мансии Естековой выход на сцену всю жизнь был только мечтой, а работала она, представьте, в администрации театра. Голливудский сюжет в реальной жизни, вот и не верь после этого в чудеса! Спектакль живёт теперь самостоятельной жизнью, артисты «Астана Оперы» выезжают с ним на гастроли. И для меня навсегда будут звучать в сердце дивные голоса Талгата Мусабаева, Галины Чеплаковой, Айгуль Ниязовой, а перед глазами видеться волшебная палочка дирижёра Алана Бурибаева.

Отрезвление наступило мгновенно

– А сегодня один голливудский сюжет сменился уже другим, но страшным… Как лично вы с этим столкнулись?

– Слава богу, никто из моих близких не пострадал, но живу в постоянной тревоге за маму в Беларуси. Итальянцы вначале вели себя как малые дети: уже отовсюду неслись сигналы тревоги, а у нас разливался по улицам карнавал, по соседству, во Франции, бушевал на многотысячном стадионе фестиваль Пуффов, сказочных персонажей. Вирус был как бы не про нас. Отрезвление наступило неожиданно и поздно. Во-первых, на Италию обрушилась очень агрессивная форма «короны», сравнимая с уханьской. Во-вторых, у нас не было такой военизированной и самоорганизационной дисциплины, как в Китае. К тому же в Италии отсутствует структура типа МЧС, занимающаяся чрезвычайными ситуациями, она есть, но имеет только координаторские полномочия... Пока шли согласования, вирус уже разгулялся вовсю. То, что вы читаете у себя в газетах и видите по ТВ про Италию, правда. Итальянские газеты заполнены рассказами о невыносимых людских трагедиях.

Италия (3)
Италия (3) Фото: из газетных материалов

 

Умирают люди всех возрастов, старые и малые, мы оказались не готовы ни технически, ни психологически к этой страшной лавине… В стране двадцать два региона, в каждом есть клиники примерно на 500 коек, и они никак не могут выдержать такого наплыва заражённых. Это несмотря на превосходных докторов и высокий уровень медико-санитарных служб.

Теперь только время и строгий карантин помогут справиться с бедой. Мы сидим по домам, понимая, что каждый новый пациент – лишняя нагрузка на клинику, на врача, которая станет непосильной. Очень хочу, чтобы мой голос услышали в Казахстане, ставшим для меня близким: то, что происходит у нас в Италии, очень страшно, не позволяйте себе быть легкомысленными, слишком дорогую цену придётся иначе заплатить!

– Вы, насколько я понимаю, нашли способ преодолевать выпавшие сейчас испытания. Расскажите, как считаете нужным вести себя в условиях самоизоляции?

– Я стараюсь быть полезной в этих условиях. Накопленные знания по истории искусства помогают осмысливать происходящее и доносить до людей, что человек – это существо мощное. Всё уже было , людей косили эпидемии, войны, революции, и человек начинал заново. По-другому нас бы уже просто не было на земле. Сейчас тоже момент исторический, переломный, он вскрыл проблемы общества, как на государственном уровне, так и на личном. Страны отгородились друг от друга, семьи вынужденно застряли на ограниченном пространстве своего жилья. Если рядом любимые люди, это одна история, если те, с кем существовал бок о бок из чувства долга, – другая… Сейчас, я считаю, надо фиксировать в памяти происходящее, пробовать вычленить опыт человечества из прошлого, связать его с сегодняшней историей и выстраивать вектор в будущее. Я веду дневник, надеюсь, он станет в будущем частью большой культурологической работы. Записала несколько видео, разместила на «Ютубе»: это такие беседы на балконе о происходящем в Италии, размышления об искусстве, его роли в нашей жизни.

Спокойствие, только спокойствие!

– Но не все, увы, культурологи. Чем, на ваш взгляд, спасаться обычному человеку?

– Сохранять спокойствие, повысить контроль за гигиеной и заниматься маленькими радостями, сидя дома. Своя история есть у каждого, и в ней отыщется много светлого, позитивного. Кроме того, ответственность за родных и близких, возможность заняться любимым делом, увлечением в условиях затормозившегося времени. Наконец, пообщаться с самим собой, на что не хватало сил. Уверяю вас, это очень полезное и увлекательное занятие.

Италия (2)
Италия (2) Фото: из газетных материалов

 

Например, я в этой ситуации, когда можно впасть в анабиоз, ощущаю дикий прилив энергии, успеваю переделать кучу дел, перечитать гору интереснейшей литературы. Смотрю на итальянцев, их иногда представляют на уровне «хи-хи, ха-ха». На самом деле в большинстве своём они глубокие, сильные личности. Не забудем, кто создавал мировую культуру, которая уже сама по себе мощная прививка от распада и деградации. Они сумеют справиться с бедой.

– Не грозит ли людям, на ваш взгляд, будущее разобщение – как следствие сегодняшней изоляции друг от друга?

– Напротив, мы сблизимся! Изоляция – штука внешняя, она помогает острее понять ценность жизни, себя и ближнего. Глубже постигается суть морали и ответственности, которая приходит на место личного эгоизма. Беда сближает, всеобщая беда сближает многократно. Уже сейчас я отмечаю, как создаётся некое информационное поле, объединяющее людей разных стран – по принципу родства душ, веры в разумное начало человека, мощи его интуиции.

Это не обмен картинками и приветами в соцсетях, это куда более высокий уровень. Про себя могу также сказать, что, когда всё закончится, я обязательно вернусь в Казахстан. Во время работы над «Онегиным» совершенно не было времени побывать в музеях, а меня чрезвычайно увлекает местная культура, тема скифского золота. Это что-то космическое…

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)