Примерное время чтения: 8 минут
375

«Черные ящики» истории

Наскальное изображение всадника. Древнетюркский период. Танбалы (Сункарсай).
Наскальное изображение всадника. Древнетюркский период. Танбалы (Сункарсай). из газетных материалов

Земля Казахстана хранит множество загадок и дарит неожиданные открытия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАЗАХСТАНА» СТАРТОВАЛ В 2017 ГОДУ. ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ, ФОТОГАЛЕРЕЙ, ИЗДАНИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН». [газетная статья]

Идея проекта, изложенная в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного создания», принадлежит первому президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Работа ведется с огромным количеством общенациональных сакральных и исторических объектов, мавзолеев, городищ, природных достопримечательностей, памятников республиканского значения.

Под общей редакцией директора Института археологии МОН РК , академика НАН РК Бауыржана Байтанаева выпущен реестр памятников страны. Одним из тех, кто вносит реальный вклад в этот важнейший процесс, является Борис Железняков, археолог, историк, магистр гуманитарных наук, старший научный сотрудник Института археологии имени А.Х. Маргулана (на фото).

Борис Железняков.
Борис Железняков.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ АРХЕОЛОГИИ?

– Недавно прошло сообщение о том, что недалеко от акимата Наурызбайского района Алматы некое частное предприятие едва не уничтожило сакские курганы. Ради добычи песка. А это памятник археологии VII-IV веков до нашей эры, курганный могильник «Акжар». Ваш коллега Ерлан Казизов отметил, что примерно в таком же кургане был найден знаменитый «Золотой человек». Как это соотносится с упомянутым национальным проектом?

МЫ ПОСТОЯННО ПОДНИМАЕМ ВОПРОС О ТОМ, ЧТОБЫ ОТВОДЫ ЗЕМЕЛЬ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ПРОИЗВОДИЛИСЬ С УЧАСТИЕМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ.

– С похожей историей мне самому пришлось столкнуться. Казахско-американская экспедиция, я тоже был в ее составе, проводила в течение трех лет раскопки древнего поселения в Алматинской области, в поселке Талдыбулак Талгарского района. Когда в очередной раз мы приехали на объект, неожиданно объявился человек, назвавшийся хозяином участка, и потребовал работы либо свернуть, либо заплатить ему крупную сумму в валюте. Раскопки пришлось остановить и начать судиться.

– Вы, конечно, одержали победу?

– Напротив. Решение было вынесено в пользу землевладельца. Не помог авторитет Карла Байпакова, знаменитого ученого-археолога, доктора исторических наук, заслуженного деятеля Республики Казахстан. Он пытался убедить суд в огромной государственной и научной важности проводимого исследования. Но нам было заявлено, что частная собственность имеет безусловный приоритет над культурными ценностями. Апелляции также не помогли… Американцы переместились в поселок Тузусай, в 11 километрах от Талгара, и принялись копать там, причем тоже на частной территории, хозяин которой оказался сочувствующим большой науке. Вообще, Талгар – местность знатная, с богатой историей. В письменных источниках он впервые упоминается в 982 году, являясь одним из крупнейших средневековых городов Илийской долины. В нем шло интенсивное развитие разнообразных ремесел, земледелия и скотоводства, здесь даже выплавлялось железо, о чем свидетельствуют археологические находки в виде шлаков и кусков руды. Мы постоянно поднимаем вопрос о том, чтобы отводы земель в частную собственность или на производственные нужды производились с участием археологических экспертиз. Тогда не возникало бы подобных конфликтных инцидентов. Но пока безрезультатно…

«ОНИ ДВИЖУТСЯ В СТОРОНУ РАЯ»

– Вы известны как специалист по изучению наскальных изображений. В чем их научная ценность?

– Они очень информативны, представляют свои эпохи наглядно и в характерной стилистике, присущей своему времени: динамичной или статичной, относящейся к одному из художественных стилей или местной манере. В Жетысу – так по-казахски называется Семиречье – по подсчетам археологов находится более 50 крупных памятников наскального искусства, принадлежащих к разным периодам: ранней и средней «бронзе», раннему железному веку, времени саков и усуней, средневековому. К позднему периоду относится самый крупный археологический комплекс Кульжабасы. Он находится на границе Алматинской и Жамбылской областей, петроглифы расположены на невысоких каменистых сопках. Их легко разглядеть и ученому, и туристу, и любому человеку, интересующемуся историей. Но, к сожалению, под охраной заповедника «Танбалы» находятся всего два памятника Тамгалы – Танбалы, вошедший в Список Всемирного наследия, и Танбалытас на реке Или.

3-рожковая люстра, манихейский храм, XIII – начало XIV в. Городище Каялык.
3-рожковая люстра, манихейский храм, XIII – начало XIV в. Городище Каялык. 

– Любой человек увидит всего лишь примитивно нацарапанные рисунки, похожие на детские. А вам о чем они рассказывают?

– Например, для эпохи «бронзы» характерно изображение быков, лошадей, обнаженных людей. Бык – животное сакральное, древние считали, что все сущее произошло из их плоти и духа, у индусов он до сих пор остается священным животным. Почти все фигурки как бы движутся направо. Возможно, направлены в ту сторону, куда смотрит скала. Или указывают путь к водному источнику, потому что места здесь довольно засушливые. Есть предположение, что они движутся в сторону рая. Во время раннего железного века изображали козлов, архаров, баранов, оленей – сакральных животных этой эпохи. Встречаются и некие фантастические животные: например, грифоны, сенмурвы. Вот мы и ломаем голову, изучаем литературные источники в поисках, что бы это значило. Встречаются надписи, сделанные джунгарским, тибетским, арабским письмом, тюркской руникой. Большую гордость испытываешь, когда удается расшифровать эти послания.

Прорисовка изображения «солнцеголового», эпоха «бронзы» (17 х 8 см). Басбатыр, хребет Жетыжол.
Прорисовка изображения «солнцеголового», эпоха «бронзы» (17 х 8 см). Басбатыр, хребет Жетыжол. 

 

ДЫХАНИЕ ДАЛЕКОЙ И БЛИЗКОЙ ВЕЧНОСТИ

– Сейчас, наверное, из-за пандемии ваша деятельность приостановилась?

– Есть надежда, что летом удастся, как запланировали, заняться Таласской долиной, исследовать ее средневековые памятники. С помощью дронов и тахеометров будем снимать топографию местности, делать фотосъемку. С высоты все видно яснее, очертания разрушенных или уцелевших объектов древности. Возможно, удастся и начать раскопки. Археология – часть истории, а Казахстан – интереснейшая территория по богатству находок и открытий, здесь столько белых пятен, что хватит не одному поколению исследователей. Мой основной научный интерес касается средневековых религий Казахстана. Ислам пришел сюда первоначально в 737 году, потом карлуки вытеснили арабов, но в 893-м ислам отвоевал свои позиции, укрепившись на территории современного Тараза. Тогдашние враги арабов были объединены двумя религиями – магов и христиан, традиционно неуступчивыми были тюрки, исповедовавшие язычество. Маги – название говорит само за себя – это жрецы, шаманы, часть их реформировалась и стала называться зороастрийцами.

– Многие, видимо, думают, что при раскопках вам на каждом шагу попадается золото. Это так?

– Было дело, один раз, во время очень давней экспедиции под руководством Карла Молдахметовича Байпакова. В мусульманском захоронении рубежа XII-XIII веков я обнаружил тринадцать женских золотых украшений, принадлежавших, видимо, супруге правителя этой местности. Сейчас их можно увидеть в музее Алматы. Вообще-то, на поселениях и городищах драгоценный металл попадается крайне редко, курганы грабили практически постоянно, несмотря на религиозный запрет жрецов при совершении захоронения.

– Когда на объекте работа заканчивается, приходится место раскопок вновь ровнять с землей?

– Сейчас требования к археологам меняются. Они во многом логичны. Например, мечеть или мавзолей раннего Средневековья. Пусть от них остался лишь участок зачищенного каменного пола и одна стена высотой в сорок сантиметров, а все найденные артефакты помещены на музейные полки. Они не должны вновь уходить под землю, потому что нужны людям. Всем, кто захочет своими глазами увидеть и душой почувствовать дыхание далекой и близкой вечности. Это называется музеефикацией памятников археологии. И стоит недешево…

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых