Когда смотришь на плавно идущий по воде катамаран с туристами, кажется, что парусный поход гораздо легче горного путешествия. Но это впечатление обманчиво. Первый сильный ветер способен поднять двухметровые волны, раскидать парусную группу на десятки километров. [газетная статья]
А для того чтобы выстоять после поломки мачты и переворота судна, нужны не только мореходные знания, но и несгибаемый характер. Всем этим в полной мере обладают участники регаты «Транс-Капшагай – 2020», которая в этом году прошла в формате спортивного похода второй категории сложности с 20 по 28 июня.
О приключениях водных кочевников нам рассказала Диана Фролова, исполнительный директор Федерации спортивного туризма и туристского многоборья города Алматы, член экипажа катамарана Pacifica.
– Диана, сколько в этом году было участников и сколько среди них девушек?
– Парусный переход через весь Капшагай с запада на восток и обратно стал уже традицией. Каждый год, начиная с 2008-го, мы гонялись на регатах с участниками из России, Украины, Беларуси, Польши, Израиля и других стран. Но этот год подкосил многим планы. Ныне всего двадцать казахстанцев, в том числе четыре девушки, в девяти экипажах, приняли участие в спортивном парусном походе второй категории сложности. За 8 дней мы преодолели около 200 кми впервые наблюдали пустые зоны отдыха, что очень необычно для конца июня.
– Вы устраивали соревнования во время этого похода?
– «Транс-Капшагай – 2020» был организован в честь 50-летия города Капшагай, жизнь которого невозможно представить без яхт. Поход стартовал 20 июня с гонки по треугольникам. 22 июня мы отправились на основной маршрут с запада на восток и обратно. После каждого дневного перехода мы разбиваем палаточный лагерь, ловим рыбу и готовим еду, поем песни под гитару и планируем следующий переход с учетом погодно-ветровых условий. При этом мы не перестаем состязаться на скорость. На каждом этапе выявляли победителя мини-регаты. Практически все суда шли, что называется, «киль в киль». Сказывается «боевой опыт» участников в прошедших походах. Только в регате можно понять, кто лучше управляет и кто как подготовил судно. По результатам более подготовленными оказались экипажи парусных катамаранов Pacifi ca, «Тигра» и «Катрея». Скоростные качества катамарана Dak-19 под названием «Мечта» проверил Александр Кудряшов, разогнав его до 20 км/ час.
– Случались ли у вас экстремальные ситуации и кто выполнял роль спасателя?
– В этом походе все экипажи были хорошо подготовлены. Никто не поломался, не потерялся, кроме нового ретросудна, который Дмитрий Осташко строил полгода. Красивое судно под названием «Зи-ра-ра» успешно вышло со старта, но, к сожалению, значительно уступало в скорости другим участникам и не дошло даже до первой точки. Команда этой лодки оценила ситуацию и по рации сообщила, что возвращается на базу. Роль спасателей выполнял наш катамаран Pacifi ca, для этой цели он снабжен мотором.
– Что необходимо предпринять, чтобы успешно развивать парусный туризм в Казахстане?
– Чтобы полнее использовать возможности Капшагая, необходимо развивать базы спортивного парусного туризма, готовить суда и рулевых, искать и проходить новые маршруты. Собственно, этим наш спортивный парусный турклуб «Жетысу» и занимается.
– Вам удалось чудом вписаться между двумя карантинами. Насколько сложно было организовать этот поход и почему вы пошли на этот риск?
– Для того чтобы проводить регаты, необходимы не только опытные команды, но и поддержка органов управления туризмом. Осуществить поход этого года нам помогли замечательные люди из управления туризма Алматинской области, в частности, Бахытжан Оразбаев, а также Айдын Абылкасым, руководитель отдела туризма и спорта города Капшагай, и представитель ОДЮСШ Ерлан Джагипаров. Мы рады видеть в их лице не просто руководителей и чиновников, но и настоящих путешественников, влюбленных в родной край. Айдын Абылкасым со своей семьей даже прошел вместе с нами под парусом в первый день похода.
Олег БЕЛОВ. Фото Сергея ФРОЛОВА