Примерное время чтения: 7 минут
1162

Автомобильный нигилизм

Иностранные номера в РК: быть или не быть?

ПОПЫТКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МВД НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ КАЗАХСТАНА ПРИВЕЛИ К ВОЛНЕ НЕДОВОЛЬСТВА СРЕДИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАШИН С РОССИЙСКИМИ НОМЕРНЫМИ ЗНАКАМИ. ОДНАКО В МИНИСТЕРСТВЕ ТВЕРДО НАМЕРЕНЫ ПРИВЕСТИ ВСЕХ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ К «ЕДИНОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ» – ЗАКОН СУРОВ, НО ЭТО ЗАКОН. ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО РАНЕЕ ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКАЛИ К АВТОМОБИЛЯМ С КЫРГЫЗСКИМИ И АРМЯНСКИМИ НОМЕРАМИ. [газетная статья]

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОВОДЫ

Сторонники дешевых, но не зарегистрированных в Казахстане авто, напротив, уверены в собственной правоте. Последние утверждают, что ввезли авто на законных основаниях, а полицейские рейды с водворением на штрафстоянки лишают их «последнего куска хлеба». Однако большинство казахстанцев с такой постановкой вопроса не согласны.

Законопослушные граждане недоумевают: почему пока одни добросовестно платят утилизационный сбор и налоговые отчисления, другие требуют особого отношения, «выбивая» преференции для эксплуатации автомобилей с иностранной регистрацией. Вдобавок жители крупных городов недовольны лихими фортелями, которые порой выделывают на дорогах водители таких транспортных средств. По данным исследования консалтинговой компании DATAmetrics, почти половина опрошенных (48%) рассказали о негативном опыте, связанном с водителями авто с российскими номерами. Основная проблема – безнаказанность. «Триколорные» номера позволяют автовладельцам избежать ответственности в случае нарушения ПДД.

К примеру, в крупнейшем мегаполисе страны Алматы в 2021 году зафиксировано почти 60 тысяч нарушений, допущенных водителями автомашин с российскими номерами. Сумма штрафов составила более 21,3 млн тенге, утверждают в городском департаменте полиции Алматы.

– Водительская дисциплина этой категории участников дорожного движения оставляет желать лучшего. Ошибочно полагая, что госномера иностранных государств не распознаются автоматизированными информационными системами, водители повсеместно нарушают ПДД: превышают скоростной режим, пересекают перекрестки на запрещающий сигнал светофора, выезжают на полосу встречного движения, не соблюдают требования дорожных знаков и разметок. Такое бескультурье приводит к происшествиям и трагическим последствиям. Официально заявляем, что попытки уйти от ответственности, прибегая к разным уловкам, не увенчаются успехом. Закон един для всех. Правила дорожного движения подлежат неукоснительному соблюдению, – заявил первый заместитель начальника Алматинского департамента полиции Нурлан Алмасбеков.

По данным Министерства внутренних дел РК, по дорогам Казахстана передвигаются 210 тысяч автомобилей с российскими регистрационными номерами. 88 тысяч из них находятся «в подвешенном состоянии»: они не зарегистрированы ни в России, ни в Казахстане. Часть авто имеют «криминальную историю», числясь в соседних электронных базах как угнанные. В 2019 году в РК передвигалось менее ста тысяч «россиян». Но уже к 2021 году количество подобных транспортных средств увеличилось почти в 2,5 раза – до 210 000. Естественно, кратно выросли риски эксплуатации этих машин на дорогах. Число дорожно-транспортных происшествий с «российским» участием увеличилось в девять раз – в ДТП погибло более двухсот человек.

Полицейские напомнили, что еще в 2014 году был принят закон, регламентирующий правила пребывания на территории Казахстана автомобилей с иностранными номерами. Однако, несмотря на разъяснения, большинство граждан проигнорировало законодательные изменения, поставив личные интересы выше государственных, сетуют в ведомстве. Такой правовой нигилизм привел к трениям властей сначала с владельцами кыргызских авто, а затем армянских.

К слову, Международная конвенция о дорожном движении, к которой присоединилась РК, предполагает определенные сроки нахождения машин на территории сопредельных государств – не более года. Далее в силу вступает национальное законодательство, требующее постановки на учет. Тем не менее многие казахстанцы просто игнорируют эти нормы, предпочитая не делать отчислений в бюджет. Более того, местные страховые компании с легкостью выдают полисы для российских авто уже на границе. Для этого достаточно иметь на руках копию технического паспорта и удостоверение личности. Далее автовладелец оперирует страховкой как документом, легализующим, по его мнению, движимое имущество. Сами страховщики уверяют, что, выдавая право на вождение, не обязаны проверять регистрацию автомобиля.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДЫРЫ

Несмотря на доводы государства, отдельным гражданам позиция МВД кажется неубедительной. Как правило, «серые» авто используются в частном извозе, принося своим хозяевам неплохие дивиденды. Поэтому сдаваться без боя извозчики не намерены. Активисты создали рабочую группу, требования которой заключаются в возможности дальнейшей эксплуатации и регистрации ТС по пониженным ставкам. Ситуацией уже воспользовались некоторые общественные деятели, подкидывая в «автомобильный пожар» дрова в виде петиций. Впрочем, деструктивные призывы по выбиванию преференций не встретили понимания со стороны основной массы автолюбителей.

Положение усугубляет законодательная неразбериха внутри Евразийского экономического союза. В казахстанском Минфине отмечают увеличившийся автомобильный трафик из соседних государств, но ограничить такие потоки они «не в силах». При этом бремя фиксации частников Министерство финансов перекладывает на пограничную службу, оставляя за собой только контроль над автовозами.

По словам представителей ведомства, один из принципов существования ЕАЭС – свободное передвижение товаров внутри Союза. Поэтому никто передвижение автомобилей между странами-участниками не ограничивает. Финансовые платежи возникают только с момента официальной постановки на учет транспортного средства. До постановки на учет автомобиль – это просто товар. Но если авто эксплуатируется, оно попадает в сферу дорожного движения, в том числе и международного. В этом случае и государство, и владелец должны выполнять законодательные нормы, считают в Минфине.

Любопытно, но годом ранее ряд государственных органов смотрел на эксплуатацию машин с российской регистрацией буквально сквозь пальцы. Например, генпрокуратураРКдаже опровергала фейки, утверждая, что никогда не запрещала эксплуатации подобных автомобилей. Уже в конце этого года надзорный орган устами заместителя генерального прокурора РК Асета Чиндалиева заявляет, что необходимо соблюдать закон.

– Это машины иностранного учета, не казахстанские. Есть криминальные, есть в угоне и те, которые без учета – на них просто повесили номера. Они не на учете. С стороны владельцев фактически это незаконно. Те, кто пользуется этими машинами, – мы, все граждане, и должны подчиняться своим законам. Правильно? – сказал Асет Чиндалиев в кулуарах мажилиса. Но, пожалуй, оставим эти законодательные зигзаги за бортом нашего повествования.

ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?

Эксперты полагают, что сложившуюся ситуацию необходимо решать только в правовом поле, попытки найти лазейки и обходные тропы неминуемо заведут в тупик. Избежать очередного наступления на грабли можно несколькими путями. Один из них – развитие собственного автомобильного производства, когда железный конь становится доступным для населения. Тогда граждане перестанут использовать серые схемы, покупая некондиционный товар. Плюс к этому внедрение программ по льготному кредитованию и прозрачное налогообложение.

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что для начала следует задать несколько вопросов: что делать сейчас с автомобилями с иностранной регистрацией и почему сложилась спорная ситуация?

– У владельцев российских автомашин мало вариантов: либо плакать и платить, ставя авто на казахстанский учет, либо разбирать машину на запчасти. Закон суров, но это закон. Тем более что ранее подобная ситуация возникала и с кыргызскими и с армянскими автомобилями. И все об этом знали. Причина возникновения проблемы – утильсбор и неимоверных размеров стоимость первичной регистрации транспортного средства. К примеру, в Германии – это сто евро, а в Казахстане – четыре тысячи долларов. И не нужно говорить о поддержке отечественного автопрома. За последние 15 лет мы так и не локализовали производство, где казахстанские комплектующие? Нужно это признать и пойти навстречу людям, – сказал Эдуард Эдоков в ходе экспертного обсуждения на телеканале «Хабар».

Позицию общественного деятеля отчасти разделяет и заместитель председателя правления НПП «Атамекен» ТалгатТемирханов: –

Я понимаю тех, кто приобрел российские машины. И понимаю требование государственных органов нашей страны. Но есть закон, и его нужно выполнять. Не должно вестись разговоров, мол, поставьте на учет машину с темной историей. Люди, таксующие на авто с иностранными номерами, нарушают сразу несколько законов Республики Казахстан. Нелегальные извозчики не имеют права перевозить пассажиров. Это не совсем честно по отношению к законопослушным гражданам.

По мнению представителя НПП, вопрос по сути не в законодательных нормах, вопрос в доступности автомобильного парка. В соседней России есть несколько программ по субсидированию покупательского интереса: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», программа TRADE-IN, субсидии для Дальневосточного региона. Темирханов уверен: отечественный автопром нужно настраивать. Иначе, ввозя иностранную автопродукцию, мы обслуживаем чужую экономику.

Безусловно, величина утилизационного сбора в Казахстане остается актуальной. Но в решении этого вопроса есть определенные подвижки. Глава Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов отметил, что параметры утильсбора на автомобили не пересматривались с 2015 года, поэтому их нужно поднять и обсудить заново.

Оксана ХЕН

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых