Советская страна ушла, но советы остались
ТЕПЕРЬ ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ. В 2015 ГОДУ В КАЗАХСТАНЕ ВЫШЕЛ ЗАКОН, ПО КОТОРОМУ НА НИХ КАК НА СУБЪЕКТЫ ПРАВА ВОЗЛАГАЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ – ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА СЕДЬМОМ ГОДУ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТАХ», ЕГО ДОСТОИНСТВА И ПРОСЧЁТЫ. [газетная статья]
Об этом наша беседа с Еленой Березинской-Абиловой, председателем Регионального совета деловых женщин Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» по Восточно-Казахстанской области, членом областного общественного совета.
РОГАЛИК ИЛИ «КИРПИЧ»?
– Елена Николаевна, ясно, что не каждый госслужащий профессионально выполняет свою работу. Но ведь и не всякий общественник достаточно компетентен, чтобы в этом разобраться?
– Честно говоря, сегодня нет даже точной цифры по числу общественных советов. Закон вышел – и на всех уровнях, от государственных учреждений до сельских округов, их начали создавать. Но количество не всегда переходит в качество, а напротив, ему нередко вредит. Получается дублирование, топтание на месте. Если же учесть, что к нам иной раз приходят не по собственному стремлению, а по указанию начальства, то польза от таких «советчиков» нулевая. Больше скажу, у людей может возникнуть мнение, что придумана очередная бюрократическая уловка.
– Где же выход?
– На входе. Работа советов должна строиться по проектному принципу, с участием специалистов. У себя в ВКО мы пошли как раз таким путём. Создано 12 рабочих экспертных групп – по здравоохранению, развитию предпринимательства, экологии, другим важным жизненным сферам. К примеру, у меня есть большой опыт в организации общественного питания, в хлебопекарном деле. И вот складывается ситуация: предприниматели, обслуживающие 44 школьных столовых, попали в пролёт, без работы оказалось больше полтысячи человек. Из-за пандемии детям продлили учебу онлайн. А продукты-то были закуплены! Не решен вопрос о признании отрасли пострадавшей. Кто возместит бизнесменам потери? Не говоря уже о недополученном доходе. Как выйти из подобного пике?
Я предлагаю очевидную диверсификацию – заняться хлебопечением, причём его малыми формами. У нас множество одиноких людей, которые с удовольствием предпочтут целому «кирпичу» небольшую булочку или рогалик. За счёт дополнительного предложения можно и цены снизить, создав конкуренцию другим производителям продукта. Три года назад килограмм мяса стоил 1800 тенге, сейчас стоимость значительно повысилась, значит, риски при составлении бизнес-планов должны просчитываться заранее. Глубоко влезть в этот менеджмент под силу только экспертам, чем мы и занимаемся, проводя консультации с предпринимателями.
ЛОВИСЬ, РЫБКА, НЕ МАЛА, НЕ ВЕЛИКА…
– Выходит, что госорганы от таких проблем далеки?
– У них вертикаль. Нормативные документы могут рассматривать более года, а конкретная проблема будет только расширяться и углубляться. Конкретный пример. В городском общественном совете я руководила проектом по экологии. Мы выяснили, что лесникам никогда не выдавали спецодежду. После нашего отчёта, где был на этом сделан принципиальный акцент, упущение удалось устранить буквально через три недели.
С нашей помощью становятся очевидными коррупционные риски. В Восточном Казахстане водится 28 видов промысловых рыб, а размеры, по которым их можно вылавливать, определены только для 19. Остальные остались в тени. И по ним человек с сетями может договориться с инспектором «полюбовно».
Мы – переносчики информации и в состоянии разобраться с большим количеством вопросов, чем сотрудники госслужбы. При этом общественные советы не ограничены никакими кодексами, перечнем жёстких требований, в конце концов, мы не на зарплате. Зато когда понадобилось изучить проблему со скотомогильниками, нам от акимата потребовался только автотранспорт. Выехали по районам и сельским округам, досконально изучили ситуацию на местах, дали свои четкие рекомендации, составили подробный отчёт для управления внутренней политики. Им осталось включить свои рычаги воздействия, чтобы вопрос был снят с актуальной повестки.
Если раньше в конкурсе грантов для предпринимателей заявок было от было 80 до 100, то в весной прошлого года на комиссии, где я была председателем, рассматривали уже 287 кандидатов, причём все их проекты выкладывались в прямом эфире. На осеннем конкурсе участников стало больше 400. А все благодаря нашему общению с предпринимателями, которые начинают видеть свои горизонты. Они просят, чтобы мы «прокачали» их бизнес, дали рекомендации.
Примерно 40 процентов участников конкурса стали обладателями грантов. Мы и дальше не выпустим их из поля зрения, потому что далеко не у всех идеальные условия для развития предпринимательства. Например, в некоторых районах нет нормальной связи по интернету, не загрузишь документы. Не все умеют активно пользоваться социальными сетями. У структур власти возможностей для помощи такого рода нет, как и специалистов. Зато у нас открытость и обратная связь, работа с комментариями и возражениями в соцсетях. А когда есть постоянный контакт и взаимопонимание с местными исполнительными органами, эффект вообще неоценимый. Мы знаем, где какой теленок родился, выросли или зачахли огурцы, где начинает разрастаться коррупция.
– Общественным советам досталась роль приводных ремней между человеком и государством. Как же в других странах, где подобных структур нет, управляются с проблемами федерального и муниципального уровня?
– Всё дело в ситуативном менеджменте работы наших госорганов. Женщине показалось, что вода в реке не того цвета, как обычно. Написала она письмо в акимат с требованием проверить все предприятия на обоих берегах. На обращение заводят карточку, дают сотруднику поручение, далее вопрос будут рассматривать на заседании комиссии, составлять протокол, готовить ответ, закрывать карточку. Это я коротко изложила, а на деле в цепочку чиновничьих действий включается до девяти человек.
Когда меня спрашивают, как нам удаётся провернуть максимум работы за минимум времени, отвечаю, что мы сократили процесс до двух процедур: человек обратился, мы на месте своими глазами увидели, провели встречу на диалоговой площадке, предоставили соответствующую информацию государственному органу. Иногда бывает достаточно контакта заявителя с нашим экспертом, который все толково и доходчиво объяснит, и вопрос будет исчерпан. Дело в том, что система госуправления в стране пока ещё громоздкая, амы работаем быстро и эффективно.
РУКА НА ПУЛЬСЕ
– Не приходится слышать упреки в соглашательской политике с чиновниками?
– Я вовсе не белая и пушистая. Не надо большого ума, чтобы с головой уйти в конфликт. Гораздо важнее не довести до него дело. У нас кефир подорожал на семь процентов по сравнению с ценами по республике, а творог, напротив, оказался дешевле на 18%. Понадобилось всего полтора часа, чтобы после моего выступления на заседании акимата ситуация выровнялась до нормальной.
– Значит, можно сделать вывод, что закон «Об общественных советах» все предусмотрел и успешно работает?
– Любой закон – это живой организм, он реагирует на новые вызовы, на актуальные запросы общества. Этому закону наш президент придает огромное значение, потому что с его помощью идёт формирование активного гражданского общества, реализуется концепция «слышащего государства». Возможно, теперь необходим уполномоченный орган по вопросам деятельности общественных советов, который бы ежегодно готовил и вносил профильную информацию в национальный доклад для правительства РК и для последующего представления президенту Республики Казахстан.
В своём послании глава государства сказал о принятии закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности общественных советов». За этим видится стремление к их более продуктивной и устойчивой деятельности, что особенно важно в период рассмотрения закона «Об общественном контроле». Совместно они обеспечат более полное участие наших граждан в управлении делами государства.
Светлана СИНИЦКАЯ