НА МОЙ ВЗГЛЯД, У КАЗАХСТАНА ЕСТЬ ДВА ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ. ПЕРВЫЙ – ЭТО ПРЕЖНЕЕ ДОМИНИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ В СОЗДАНИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ЛОЯЛЬНЫХ ПАРТИЙ. ВТОРОЙ – ИХ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ. [газетная статья]
Второй означал бы, что отойдет в прошлое «управляемая демократия» по Назарбаеву, иначе говоря, стремление власти контролировать все процессы в сфере политики, заодно защищая свое спокойствие, игнорирование критики в СМИ, отрегулированную «свободу» митингов и демонстраций и прочее.
Существуют стереотипы: представители власти стремятся всеми силами сохранять статускво, а оппозиция жаждет максимально изменить ситуацию, желательно со сменой правящей элиты.
Более четверти века исполнительная вертикаль занята не только управленческим задачами, но и вопросами сохранения стабильности и согласия, активной вовлеченностью в выборный процесс и партийное строительство с помощью пресловутого административного ресурса.
Практически с начала независимости для власти было важно иметь «ручной» депутатский корпус. Первоначальное намерение формировать подавляющее большинство из лояльных депутатов сменилось монополией партии «Нур Отан» в составе мажилиса в 2007 году. Открытая борьба политических альтернатив и кандидатов, предлагающих разное видение проблем и их решений, была заменена на продвижение нужных кандидатов, отдана на откуп исполнительной власти.
В частности, принятие новых законов ускорялось, происходило без напрягающих и ненужных для высшей бюрократии дебатов. Однако сведение к минимуму открытой конкуренции оказалось выигрышем тактическим, но не стратегическим.
Как следствие, борьба из публичной в стенах парламента сохранилась в закулисной форме, в скрытой от общественности интригах. Но времена затишья могут прерваться острым обострением подковерной борьбы. По крайней мере дважды она приобретала публичный характер и приводила к критическим ситуациям. В ноябре 2001-го борьба финансово-промышленных групп и стремление Рахата Алиева стать доминирующим игроком привели к политическому кризису.
В начале 2022 года случился протест неэлитных групп и намерение недовольной части истэблишмента воспользоваться известными событиями для смены власти.
На мой взгляд, накопленный политический опыт и «верхов», и «низов» достаточен, чтобы рассудить, что важнее – подковёрная борьба или дебаты в парламенте.
А также стоит ли исполнительной вертикали активно вмешиваться в формирование депутатского корпуса и решать за избирателей, каким должен быть депутатский состав парламента и маслихатов.
Талгат Исмагамбетов, политолог