Что произошло в Казахстане два года тому назад?
ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ – О ВТОРОЙ ГОДОВЩИНЕ СМЕНЫ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ. [газетная статья]
Сергей КОЗЛОВ: Слово «транзит» как-то естественно стало политологическим термином, хотя изначально оно означало всего лишь «перевозку пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты». Правда, есть и транзит как «астрономическое явление, во время которого, с точки зрения наблюдателя из определенной точки, одно небесное тело проходит перед другим небесным телом». Неплохо, да? Особенно в нашем, политическом контексте. Но вот что означает транзит власти в современном понимании: «процесс перехода политического режима государства к демократии (демократический транзит). В основном происходит в период политической модернизации общества. Характерен для стран третьей волны демократизации». Я это взял из современного политического словаря, ничего личного…
Виктор ВЕРК: Демократический транзит, говоришь? Это когда с участием народа, так ведь? Всем известно, что такое демократия в ее исконном смысле – власть народа. У нас же 19 марта все случилось, скажем так, без участия народа. Первый президент взял за руку второго по Конституции человека в государстве и провозгласил: отныне он будет первым. А сам в итоге если и ушел, то не слишком далеко. Так что в нашем случае это был конституционный, аппаратный, если угодно, но ни разу не демократический транзит. Сделать его таковым поспешили 9 июня. Правда, некоторые считают, что получилось не очень убедительно. Но мы-то с тобой знаем, кто у нас на самом деле считает… Поэтому говорить нам лучше не о транзите в «словарном» смысле, а о ротации, смене караула: пост сдал – пост принял.
С. К.: А так было можно? Можно. Так было нужно? Тут вспомнилась характеристика одного, скажем так, самого позднесоветского лидера: «Он умеет вести корабль галсами». То есть умеет использовать направление ветра. Оказалось, что тот лидер привел корабль, мягко говоря… Но я никого ни с кем не сравниваю. Каждый хочет, чтобы капитан вел корабль в желаемом направлении. Кто-то – чтобы вправо, кто-то – влево. Но вперед. А вот это «вперед» понимается по-разному. Двигался ли наш корабль вперед все эти два года? Какие порывы ветра при этом ему приходилось преодолевать? Как справлялся с курсом не только капитан, но и команда? Да, курс, надо полагать, остался прежним. Как заметил наш политолог Андрей Чеботарев, «сбалансированное сочетание преемственности, предполагающей эффективное продолжение политического курса Нурсултана Назарбаева, и сохранение всех позитивных достижений, и прогресса, направленного на обновление во всех сферах жизни общества». То есть «верной дорогой идете, товарищи», но надо бы чуть быстрее, потому как жизнь вокруг слишком динамично меняется. Мы ускорили свой шаг, свое обновление?
В. В: Вообще-то, преемственность курса и обновление – семантически взаимоисключающие понятия. Если курс был изначально избран стратегически верный, то он по определению прогрессивен и ни в каком обновлении не нуждается. Но мы-то видим, что нуждается, и еще как! А обновления, не считая точечных микропобед «слышащего государства», за прошедшую двухлетку не случилось… ну, почти. И не могло случиться, если учесть специфику нашего «транзита». Обновление продекларировано, но реализуется оно так, чтобы в итоге ничего по существу не изменилось. И в этом смысле выбор второго президента, сделанный первым, гениально безошибочен!
Посмотри, за два года Токаев не изобрел ничего своего – эксклюзивного, скажем так. НСОД? Но это уже было, вспомни все эти постоянно действующие совещания и национальные комиссии по «демократизации». Не по демократии, заметь! А почему? Да потому, что с первых лет независимости рулевые наши понимали демократию как бесконечный процесс, не предполагающий конкретных результатов. А если почитать внимательно Нацплан развития до 2025 года. то обнаруживается тот же стратегический план Назарбаева от 2018 года – только с «поствирусной» спецификой. Кто-то выдает за прорывное ноу-хау разрешение досрочно использовать пенсионные накопления. Но это ни разу не кардинальная реформа, а чисто популистский шаг с не слишком предсказуемыми в плане перспектив последствиями. Воспользоваться излишками денег, отложенных на старость, сможет абсолютное меньшинство, зато в выигрыше оказываются застройщики. Вон как они развернулись со строительством своих «человейников»: куда ни плюнь, в стройплощадку попадешь! Квадратные метры дорожают, а ипотека как была недоступной для большинства, так и осталась…
СЕРГЕЙ КОЗЛОВ: «ВАМ НИКТО И НИКОГДА ВОТ ТАК НА БЛЮДЕЧКЕ НИЧЕГО НЕ ПРИНЕСЕТ. РАБОТАТЬ НАДО. А РАБОТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ – ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ СЕЙЧАС, СРАЗУ, И ЧТОБЫ КТО-ТО».
Президент говорит о закате нефтяной эры, и он прав. А что предлагается взамен? Сомнительные по срокам реализации и окупаемости прожекты «большой нефтехимии», которые надо было реализовывать еще вчера. Даже разговоры о строительстве четвертого НПЗ, которые активно велись еще несколько лет назад, сегодня не слышны…
С. К.: Обновление? То бишь модернизация «по-ихнему», которую трактуют по-разному, хотя смысл его, пожалуй, один: меняться в соответствии с требованиями времени. Мы много раз говорили о состоянии нашего общества, о его желании, чтобы государство изменилось, стало демократичнее, ближе к народу, считалось с правилами, которые оно само же и устанавливает. Все так, и все так и должно быть. И конечно же, хотелось, чтобы эта самая модернизация происходила быстрее. Но я не соглашусь, за два года все же кое-что изменилось. Как сказал Касым-Жомарт Кемелевич 6 сентября 2019 года на первом заседании Национального совета общественного доверия, «политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперед, продуманно и постепенно, но и не отставая». А мы отстаем?
В. В.: Касым-Жомарт Кемелевич говорил и другое. Например, то, что без глубоких политических реформ невозможны дальнейшие экономические преобразования. Два года, даже с учетом пресловутого коронакризиса, – достаточный срок, чтобы перейти от слов к делу. Но что мы видим? И в политике, и в экономике явный переизбыток государства, ритуальные пляски вокруг «защиты бизнеса» не приводят к росту его субъектности – ни экономической, ни политической, искусственно организованная «парламентская оппозиция» никак не влияет на ключевые кадровые, социальные или экономические шаги исполнительной власти, в «многопартийных» маслихатах – то же молчаливое, подконтрольное акимам большинство. Так что мы в этом плане не просто отстаем – мы еще и двигаться никуда не начали. Хотя пытаемся…
ВИКТОР ВЕРК: «ОБНОВЛЕНИЕ ПРОДЕКЛАРИРОВАНО, НО РЕАЛИЗУЕТСЯ ОНО ТАК, ЧТОБЫ В ИТОГЕ НИЧЕГО ПО СУЩЕСТВУ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ».
С. К.: Издеваясь над понятием «стабильность», сторонники радикальных перемен, наверное, будут отрицать, что они выступают за нестабильность. Нет! Они только за прогресс и все хорошее. Чтобы сейчас и сразу. И чтобы все это сделал кто-то. Да, от власти зависит очень многое. Власть ответственна за все, но не за все, извините за такой антонимический оборот. Мне видится, что президент Токаев постоянно подает сигналы: «Давайте, давайте, делайте сами что-нибудь, нужно и самим меняться». То есть дайте аргументы, чтобы предъявлять их своей команде: «Нужно менять темп, нельзя так больше двигаться, вы видите, как меняется ветер?». А ветер-то не меняется. Да, дует, но стихийно, с разных сторон и порывами. Вот приводят в качестве примера «сфальцифицированные парламентские выборы». Мол, никакого выбора не было. Слушайте, вам никто и никогда вот так на блюдечке ничего не принесет. Работать надо. А работать не хочется – хочется, чтобы сейчас, сразу, и чтобы кто-то. Вот европарламент выдал резкую резолюцию. Праздник-то какой! Вот теперь «они», мол, зашевелятся. Ждите. Это планида ваша – ждать и исходить желчью в соцсетях. Вы дайте ветра в паруса, не ураганного, а мощного и постоянного. Такого, чтобы команда почувствовала необходимость ставить нужные паруса. А уж за капитаном, как говорится, не заржавеет.
В. В.: «Ветер в парусах» появляется не только и даже не столько от желания капитана или команды. Движение вперед возможно тогда, когда после неизбежных при действительно новом капитане «ныряниях» то вправо, то влево рулевой в конце концов находит нужный галс. А жесткая «преемственность курса» делает такие поиски довольно затруднительными. Я не могу сказать, что новый наш шкипер не ищет новый курс и просто следует в привычном фарватере, это будет несправедливо по отношению к новому главе государства. За два года своего президентства Касым-Жомарт Кемелевич показал себя человеком, чувствующим, куда должен дуть ветер. Но в то же время его изрядный аппаратный опыт подсказывает ему: сейчас важнее не куда, а откуда он дует. Второй президент, безусловно, хочет перемен, вернее, скажем так, понимает их неизбежность. Более того, он настойчиво пытается их начать. Ему просто не хватает пока мощи «аппаратного двигателя» и свободы маневра, чтобы заложить руль в нужном направлении. А обсудить это с «кубриком» и принять волевое решение он тоже не торопится, не без оснований опасаясь недовольства «верхней палубы».
С. К.: И тем не менее. Не согласен, что «слышащее государство» – это имитация. Мне тоже хотелось бы, о чем мы с тобой много раз говорили, чтобы страна менялась, и менялась быстрее. Потому как время такое, странное и быстрое. Но вести корабль галсами, не упуская руля и при этом вести по курсу, не дать ему перевернуться – это искусство. И тот, кто скажет, что Касым-Жомарт Токаев этим искусством не владеет, пусть бросит в меня камень…
ВЕХИ ДВУХЛЕТИЯ ПРЕЗИДЕНТА ТОКАЕВА
В сфере внешней политики и безопасности
Проведены спецоперации «Жусан» и «Русафа», в ходе которых из зон боевых действий в Сирии и Ираке были эвакуированы 562 человека, в том числе 390 детей.
В Российскую Федерацию совершен первый зарубежный визит, в ходе которого был подтвержден особый характер союзнических отношений двух стран.
По итогам госвизита в КНР подписано Совместное заявление о вечном стратегическом партнерстве двух стран.
В рамках встреч с Президентом и Государственным секретарем США подтвержден обоюдный настрой на укрепление доверительного диалога между РК и США.
Вступило в силу (1 марта 2020 года) Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским Союзом.
В ходе государственного визита в Узбекистан достигнута договоренность о реализации проекта Международного центра торгово-экономического сотрудничества.
По итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чже Ина в Казахстан подписана комплексная программа экономического сотрудничества «Свежий ветер». Достигнуто соглашение о введении в эксплуатацию в 2020 году в Алматы нового крупного предприятия по выпуску автомобилей марки «Hyudai».