Примерное время чтения: 3 минуты
41

Клубок добрососедства

Фото: kaztag.kz / открытый источник

Евразийский экономический союз вновь подвергается серьезному испытанию. Опять не могут договориться Казахстан и Кыргызстан – и все по тому же режиму пропуска грузов через границу. Километровые заторы на ней возникают с незавидной регулярностью, и, если судить по последним сообщениям, избавиться от них в ближайшем будущем возможностей не просматривается.

На границе двух стран за несколько последних дней вновь скопились десятки автомашин с грузами из Кыргызстана и Китая, очереди опять километровые. Как объяснили казахстанские официальные лица, связано это «с началом сезона плодоовощной продукции, возобновлением торговли с КНР и приостановлением работы пяти автомобильных пунктов пропуска в связи с COVID-19. То есть интенсивность перемещаемых автотранспортных средств стала превышать скорость прохождения пунктов пропуска».

В Госпогранслужбе Кыргызстана уже звучат обвинения в адрес казахстанской стороны. Саму границу, как говорят кыргызы, водители пересекают беспрепятственно, дополнительные проверки идут уже на территории Казахстана. Сами водители уверяют, что затор вызван проверкой водителей на коронавирус.

Выступила с заявлением и пресс-служба правительства Кыргызстана, отметив, что «Казахстан пропускает через границу в три раза меньше машин, чем кыргызская сторона».

Провели хронометраж для определения времени прохождения грузовиков. Он длился три часа и показал, что из Казахстана в КР въехал 61 грузовик, из Кыргызстана в РК проехала только 21 машина. Казахстанская сторона комментировать этот момент не стала.

Но, в свою очередь, обвинила соседей в том, что «вместо конструктивного диалога со стороны кыргызских партнеров идет намеренное обострение ситуации на границе и создается провокация с целью признания торговым барьером внутреннего налогового администрирования в РК».

Всю эту ситуацию уже рассматривает Евразийская экономическая комиссия. Но вновь и вновь приходится констатировать: ЕАЭС пока что неэффективен, «пограничный инцидент», к сожалению, это демонстрирует. Причем вопрос пропуска грузов через границу, казалось бы, элементарный и технический. Но создается впечатление, что не совсем и технический.

И эта новая-старая коллизия очень схожа с теми, что возникают у казахстанских транспортников на территории России. Там тоже что-то где-то с чем-то почему-то не складывается, и наши водители вынуждены терять время на простои, бесконечно выяснять правила пропуска с местными властями и даже перегружать свой груз на транспорт местных водителей. Почему? Как правило, по необъяснимым (и тоже «техническим») причинам. Хотя, думается, по вполне объяснимым и не совсем техническим. И так же, периодически, гремят взаимные обвинения и упреки.

Ну а после всего этого, конечно же, вновь усиливается хор голосов, требующих выйти из ЕАЭС, потому что он не способен выполнять свое основное предназначение: обеспечить прохождение грузов и товаров стран союза беспрепятственно через его внутренние границы. При этом в структурах ЕАЭС никто никогда не несет персональной ответственности за происходящее. И вообще непонятно, кто за что несет ответственность.

Правы голоса «ЕАЭС-скептиков»? Ну конечно же нет! Неправы в том смысле, что разваливать ЕАЭС наверняка не следует. Потому что в этом случае проблемы начнутся уже совсем иного порядка и масштаба. Но вот навести наконец-то элементарный порядок во взаимодействиях стран ЕАЭС уже давным-давно пора. Иначе локальные и сиюминутные «технические вопросы» могут нам дорого стоить. Гораздо дороже, чем те тонны овощей и фруктов, что пропадают в сотнях грузовиков на границе с нашим соседом.

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)