Примерное время чтения: 4 минуты
15

Как президенты наказывали кадры  

Тут интересен вопрос, какими они их формировали.

Нурсултан Назарбаев – политик, безусловно, очень и очень харизматичный, но при этом весьма здравомыслящий и не склонный к популизму. Он, естественно, опирался на советский опыт кадровой политики, но время требовало постоянных новых подходов – к укреплению института президентской власти, построению независимости, рыночных, правовых и политических реформ.

И первый президент использовал, казалось, все возможные каналы отбора кадров, уверенно шел на эксперименты, регулярно привлекал молодежь, но не кидал сразу на баррикады, давал возможность набраться опыта.

В целом разделяя узких специалистов и управленцев широкого профиля, он регулярно вовлекал первых в иные направления. В отраслевом управлении, как и в региональном чередовались подходы, чтобы наблюдать, кто и как себя покажет.

В качестве воспитательной меры и одновременно примера для остальных Нурсултан Абишевич регулярно отправлял в опалу наиболее близких, но практически всегда давал людям возможность реабилитироваться.

Ему были нужны сильные управленцы-политики, не боящиеся ответственности, умеющие принимать решения и разговаривать с людьми. Это было как бы ядро его гвардии, причем Назарбаев периодически создавал между ними определенную конкуренцию, обеспечивая себя дополнительными каналами информации и альтернативными вариантами решений.

Кто-то выполнял функции революционеров, кто-то – стабилизаторов, кто-то – координаторов. Помимо «сдержек и противовесов» в назарбаевской системе были заложены доверие к кадрам и одновременно масштабный контроль за их деятельностью.

Касым-Жомарт Токаев, как и Назарбаев, имел к моменту прихода к власти свою гвардию, но она не имела политического и аппаратного опыта, который позволил бы ей сразу взять на себя руководство ключевыми институтами управления. Ей потребовалось 2-3 года на необходимую адаптацию.

Кроме того, в известный момент Токаев, как и его предшественник, произвел «зачистку горизонтали», убрав с поля фигуры, которые могли оспаривать его власть и авторитет. Решение это было политически оправданным, но создало известный дефицит сильных управленцев. Изначально ожидалось, что президент будет выращивать своих тяжеловесов, но в итоге мы видим несколько иной подход.

Токаев чётко выделяет узкие сферы, где нужны управленцы-политики, но в целом его интересует расстановка кадров таким образом, чтобы они не были политиками, а исполнителями своих функциональных обязанностей, президентского курса вообще и поручений в частности.

Он негативно относится к чрезмерной публичности и требует того же от окружения и госслужбы вообще. Ему не нужны тяжеловесы, олигархи, группы влияния и в целом популярные чиновники.

Все кадры должны заниматься исключительно своими служебными функциями, проявляя только те лидерские качества и коммуникативные навыки, которые от них требуются по должности. Как мы помним, целью конституционной реформы 2022 г. было названо построение сбалансированной системы, а в понимании демократии ключевым фактором указано соблюдение регламентов.

Соответственно, это отразилось и на кадровой политике. Токаев убрал с поля не только тяжеловесов, но сократил руководящую и направляющую роль своей администрации, с тем чтобы вдохнуть в министров и акимов больше самостоятельности.

Вместо контроля в обиход повсеместно вошел мониторинг. Лишнюю информацию из широкого публичного доступа убрали, зато вся ее полнота стала стекаться напрямую к главе государства, который оставил за собой право принятия ключевых решений – от увольнения до новых поручений. Глава государства исходит из того, что инициирование и завершение крупномасштабных дискуссий – полностью его прерогатива.

Конечно, часть старой гвардии (в том числе и невидимой для обычного глаза) имеет определенные привилегии, но Токаев много раз показывал, что он стоит выше человеческих симпатий и при необходимости никого щадить не собирается.

Президент несколько раз подчеркнул, что он – нанятый народом менеджер. С этой точки зрения все остальные – нанятые им сотрудники, и изображать из себя политиков им ни к чему. Конечно, для диалога есть специальные (и неплохо работающие) форматы, но возникает зазор между спросом и предложением, который будет иметь политические и социальные последствия.

Данияр АШИМБАЕВ, политолог

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых