Примерное время чтения: 2 минуты
31

Главное – не цена, а качество  

Повышение качества казахстанской продукции является одним из приоритетов работы госорганов. Особое место в этой сфере занимают правила государственных закупок [газетная статья].

Казахстанцы во всех регионах страны постоянно поднимают вопросы о том, что качество закупаемых государством товаров и услуг оставляет желать лучшего, что многолетние стройки школ, больниц, дорог связаны с затянутыми конкурсными процедурами госзакупок и судебными спорами вокруг них.

Теперь же правила госзакупок в республике меняются, производителя и поставщика продукции и услуг будет определять автоматическая система, а не конкурсная комиссия, и в приоритете будет учитываться не низкая стоимость, а неценовые критерии: квалификация и репутация.

– В мажилис поступил новый законопроект о госзакупках, – рассказал депутат парламента Руслан Кожасбаев, – в нём содержатся положения, которые призваны устранить излишнюю зарегламентированность процедур закупок, упростить процедуры оспаривания итогов конкурсов и сделать упор при выборе товаров и услуг с минимальной стоимости именно на качество.

Главная задача изменения системы госзакупок – чтобы победителя конкурса определяла не конкурсная комиссия, как сейчас, а с помощью автоматического выбора. И о нынешняя конкурсная процедура непрозрачна, нередко чревата соблазном для реализации коррупционных схем.

– Что такое автоматический выбор поставщиков? Это когда он осуществляется путём комбинирования ценовых качественных критериев, – пояснил глава экспертного Совета по содействию экономического развития регионов Амирхан Гайнуллин, – будет применяться так называемый рейтингобалльный метод госзакупок, который исключает человеческий фактор участия. Единственная цель здесь – повышение качества казахстанской продукции и услуг.

Для этого будет сформирован рейтинг потенциальных поставщиков путём начисления баллов с использованием сведений о квалификации, финансовой устойчивости, кредитной истории, опыта участия в судебных разбирательствах, деловой репутации и других критериев. Совокупность всех этих данных (что способствует количеству начисленных баллов) и определяет уровень производителя и поставщика и качество производимых ими товаров и услуг.

– Тут нелишне отметить, что эта система уже в Казахстане опробована, – говорит Амирхан Гайнуллин, – автоматический режим госзакупок работает уже в таких секторах экономики, как строительство, проектирование и технадзор. Здесь уже отсутствуют конкурсные комиссии при поступлении заявок. А потенциальных поставщиков автоматически определяет специальный веб-портал, который анализирует сведения о них, используя при этом базы данных различных госорганов.

Приведём пример: две фирмы представили свои заявки на поставку какой-то продукции, и система, имеющая об этих фирмах данные из различных базовых систем, принимается их обрабатывать, чтобы тщательно определить более подходящую кандидатуру. При этом анализируется буквально всё: и наличие недвижимости, и соблюдение налоговой дисциплины, и нарекания, если таковые случались ранее. Так что победитель определяется с максимальной точностью и объективностью. И решение это окончательное, оно не подлежит обсуждению или сомнению и не может быть обжаловано. Жёстко? Наверное, да, зато честно и эффективно.

Марк ЛОТВИН

Оцените материал
Оставить комментарий (0)