Сегодня посмотрел интервью советника премьер-министра Бектенова для Tengri News. В условиях периодического вакуума информации с Левого берега стараюсь слушать такие интервью внимательно. Они позволяют понять логику мышления Кабинета министров.
Советник много говорил о бесследно ушедшей эпохе “тучных” нефтянных поступлений и необходимости нашим гражданам затянуть пояса. И необходимости модернизации экономики через отход от тупо продажи сырья к более высоким переделам. Если честно, разговоры о сырьевой зависимости в Казахстане ведутся уже лет так двадцать. И хочется надеется, что у нынешнего Правительства есть политическая воля для перелома этой ситуации. К тому же нестабильный внешнеполитический контур и макроэкономические трудности поджимают.
Рассматривая путь развития азиатских тигров, нельзя не отметить, что их успех был основан именно на индустриализации и ставке на производство. Мне, как автолюбителю, особенно интересны примеры из автомобильной отрасли. Так, в октябре в Костанае открылся завод KIA — первый за пределами Кореи, полностью профинансированный самой компанией. Объём инвестиций превысил $250 млн, а проектная мощность составляет до 70 000 автомобилей в год. Вначале будут собираться популярные модели KIA Sorento, Sportage и Cerato. Одной сборкой дело не ограничиться, рядом планируют создать производство автокомпонентов.
И такие проекты — не случайность, а результат системной работы по привлечению инвестиций, в том числе и со стороны акимов областей. За инвестиции должны конкурировать не только страны, но и регионы. Не случайно на днях Премьер-министр публично отчитал акимов отстающих областей. Вместе с тем остаются вопросы к качеству официальной статистики. В нашей отчётности под «инвестициями» зачастую понимается всё подряд — от строительства крупного завода до открытия очередной бани или донерной. Сам присутствовал на совещании в одном из северных регионов, где районные акимы рассказывали о новых ресторанах и автомойках как об «инвестиционных проектах».
Если хотим увидеть реальный прорыв, нужно переводить региональные инвестиции из сферы услуг в сферу производства — туда, где создаются налоги, экспорт и устойчивые рабочие места.
