Примерное время чтения: 8 минут
53

Мир платит по счетам

Как пандемия COVID-19 влияет на бизнес

Возбудитель вирусной инфекции, возникший в центральном Китае в декабре прошлого года, с удивительной скоростью распространился на шесть континентов. Явился «гость», который может дорого нам обойтись. И это нечто большее, чем просто угроза здоровью. SARS-COV-2 (официальное название возбудителя) – это «вирус прозрения», по-разному влияющий на поведение экономических субъектов, будь то туристы, генеральные директора фирм или главы государств.

Пандемия разрушает наш рабочий график и несётся негативной лавиной, накрывающей все сферы деятельности. Мир будет жить с этим психозом в течение как нынешнего так и следующего года. И нам пора выбирать, приспособиться или признать своё поражение. Вопросы: быть может, есть сферы бизнеса, которые могут выйти в плюс? Какие бизнес-сегменты безвозвратно останутся в прошлом?

Попытаемся ответить на эти вопросы и постараемся определить степень жизнеспособности того или иного бизнеса.

Побеждает сильнейший? Нет, более гибкий

Внезапные и разрушительные катаклизмы случались с нашей планетой уже не раз. Независимо от того, что послужило причиной – техногенная катастрофа, падение метеорита или пандемия, – у них много общего. Слабые и неподготовленные виды исчезают, а оставшиеся в живых приспосабливаются и выходят на новый уровень.

К слову, за последние 50 лет, по данным ВОЗ, обнаружено более 1500 новых патогенных микроорганизмов. Поэтому встреча с коронавирусом была прогнозируемой. Но даже когда в Китае оцепили значительную часть провинции Хубэй, блокировав 50 миллионов человек, финансовые аналитики не распознали угрозу. Ошибка выставила мировому фондовому рынку счёт на 9 триллионов долларов. На столько снизилась суммарная капитализация стоимости компаний в мире.

Казалось бы, стартапы и малый бизнес обречены первыми попасть в эту экономическую мясорубку. Но пандемия COVID-19 выбрала, кому объявить о банкротстве, причём не по объёму оборотных средств, а по умению ответить на потребности людей в условиях новой реальности.

К примеру, в Италии стартап 3D-печати Isinnova за сутки создал более 100 клапанов для аппаратов вентиляции легких, подав пример аналогичным компаниям.

Шведская компания KRY, оказывающая телемедицинские услуги в своей стране, а также в Норвегии, Испании и Франции, отреагировала на резко возросший спрос на онлайн-консультации врачей. Другие сервисы дистанционного консультирования также получили возможность развиться на фоне увядающих офлайн-услуг.

В связи с переходом многих на удалённую работу вырос спрос на качественные сервисы для онлайн-конференций. Акции компании Zoom, вытеснившей в 2019 году Skype, продолжают расти. Slack, корпоративный мессенджер для общения с сотрудниками, тоже крепко стоит на ногах.

На фоне общей фрустрации небывалый рост показывают развлекательные сервисы и видеоигры. Объёмы продаж в основании пирамиды «Маслоу» растут. Люди запасаются хлебом и зрелищами.

Школы и университеты перевели студентов на дистанционные занятия. Платформы для онлайн-обучения получили миллионы новых клиентов в лице образовательных учреждений и их учеников. Чтобы выделиться среди конкурентов, площадки предлагают бесплатные периоды и помогают учебным заведениям перестроиться на новый формат работы.

CRM-системы, онлайн-платформы для логистики и складского учёта также испытывают прилив клиентов. Сюда же можно отнести мобильные приложения для доставки и видеонаблюдение.

Фирмы, связанные с фармацевтикой, протезированием и биотехнологиями, работают в прежнем режиме, обеспечив сотрудников дополнительными мерами безопасности. А производители термосканеров, дезинфицирующих средств, резиновых перчаток и бесконтактных технологий набирают обороты. До изобретения вакцины пройдёт достаточно времени, чтобы ритуалы гигиены прочно вошли в наш быт. В итоге объёмы необходимой для этого продукции спадут, но будут намного выше, чем до пандемии.

Если год назад дистанционное образование и удалённая работа были чем-то из разряда инноваций, то сегодня это необходимость. Компании, которые сумеют приспособиться раньше, займут более выгодные позиции на возрождённом рынке.

Фото: из газетных материалов

Производственные архаизмы

Конечно, пандемия не вечна. Но опять же, до конца 2021 года прогнозируют отсутствие вакцины и, как следствие, полную перестройку мирового рынка. Бизнес не будет прежним. Чем раньше вы примете эту реальность и подстроитесь, тем больше шансов укрепить ваши позиции.

Из ежедневного быта исчезнут флешки (USB-накопители), бумажные деньги, жетоны в метро. Вероятно, многие двери снабдят датчиками движения, а освещение заменят на смарт-системы умных домов. Это будущее, которое наступит в несколько раз быстрее, чем мы планировали.

Но дверные ручки и сенсоры – мелочи по сравнению с целыми секторами экономики, переживающими стагнацию. Сегодня терпят убытки:

  • туризм, кафе, бары, рестораны и гостиницы – первые в очереди на банкротство;
  • авиаперевозчики, общественный транспорт;
  • места скопления людей – торговые центры, парки, рынки, бассейны и зоны отдыха;
  • развлечения – картинг, боулинг, караоке, кинотеатры;
  • художественные, музыкальные школы, танцевальные студии;
  • фотосалоны, салоны красоты; автосалоны, таксопарки;
  • фудтраки и мобильные кофейни;
  • мебельные магазины;
  • спорт – от любительских секций до профессиональных спортсменов;
  • заводы и компании, вынужденные остановить производство для защиты сотрудников;
  • строительные компании.

Что их объединяет? Люди, находящиеся в контакте. Если вы зависите от живого клиентопотока, то находитесь в группе риска. Оплата аренды, зарплаты и другие обязательства будут тянуть на долговое дно. Единственный выход – срочно перестроить бизнес-процессы, сократив текущие расходы и переведя часть звеньев онлайн.

Что важно? Вирус влияет не на компании, а на людей, которые управляют этими компаниями. В менеджменте за последние годы произошёл большой скачок вперёд. Те руководители, которые шли в ногу с прогрессом и использовали современные технологии, сейчас испытывают несравнимо меньший стресс.

Вы готовы?..

Как быть остальным, какие ставить цели? Зависит от запаса прочности конкретной компании. Но очевидно, цель номер 1 – остаться на плаву. Доход в первую очередь направить на поддержание микросистемы: зарплаты сотрудников, необходимые текущие расходы и создание страхового фонда на случай ухудшения ситуации.

Сократите расходы на офисы и помещения, не занятые производством. Сегодня сервис – это не удобная мебель и вкусный кофе, а реальная забота о клиенте. Доставка – максимально бесконтактная. Оставшиеся в использовании помещения – с санитайзерами и дезинфицирующими средствами. Возможность общения с менеджерами и сотрудниками в мессенджерах или через мобильное приложение.

Используйте роботов и бесконтактные технологии. Обратная сторона этой медали – сокращение штата. В отличие от бухгалтеров, маркетологов и дизайнеров есть сотрудники, которые будут вытеснены нововведениями. Если нет возможности направить сокращенных людей в другие отделы, помогите им обучиться новым востребованным профессиям.

Становится понятно, что недостаточно выполнить один пункт. Это уравнение со множеством переменных. Их можно свести в небольшой список. Получившийся чек-лист поможет вам определить тонкие места и реализовать новую модель ведения бизнеса.

Чек-лист проверки бизнеса на жизнеспособность в условиях пандемии.

Ответьте на вопросы ниже «да» или «нет»:

  • Вы уверены, что люди не обойдутся без ваших товаров или услуг?
  • Есть примеры ведения идентичного бизнеса онлайн?
  • Вы можете управлять бизнесом и сотрудниками дистанционно с помощью онлайн CRM-системы, корпоративного мессенджера, удалённого колл-центра?
  • Вы управляете финансами компании через интернет-банкинг и онлайн-бухгалтерию?
  • Вы можете отказаться от аренды офиса?
  • Вы намерены заменить часть рабочей силы роботами либо автоматизировать производство?
  • Вы готовы перевести сотрудников на удалённую работу?
  • Вы готовы пересмотреть бизнес-модель и цели компании?
  • Вы намерены обучиться новым методам управления и производства?
  • Вы готовы к работе в условиях полной непредсказуемости рынка (следовательно, возрастающих рисков и отсутствия каких-либо гарантий)?
  • Вы рассматриваете интеграцию в ваш бизнес технологий, востребованных в период пандемии?
  • Вы готовы работать внеурочно и внедрить изменения как можно скорее?
  • У вас есть стабилизационный фонд, который продержит бизнес на плаву от 3 до 6 месяцев?

Если вы ответили «да» на шесть вопросов и более, у вас есть все шансы не просто пережить кризис, но и выйти на новый уровень. Однажды все запреты будут сняты, границы откроют, и вы будете вести дела в качественно другом измерении.

Станислава Щукина,
специалист по автоматизации бизнеса

Оцените материал
Оставить комментарий (0)