Китай, Казахстан и другие страны подсчитывают выгоды от экономического сотрудничества.
Китайская государственная химико-инженерная корпорация, государственное предприятие с централизованным управлением в Пекине, в прошлом году объявило о вводе в эксплуатацию интегрированного проекта нефтехимического комплекса и инфраструктуры в Казахстане. Являясь крупнейшим химическим проектом в стране и первым проектом, связанным с производством полиолефинов, он играет важную роль в модернизации нефтехимической отрасли Казахстана и ускорении экономического роста страны.
Исследователи рынка отмечают, что благодаря развитию инициативы «Пояс и путь», а также взаимодополняющих промышленных и торговых структур Китай и Казахстан, по всей вероятности, на следующем этапе расширят деловые связи в таких областях, как транспорт, финансы, новая инфраструктура, экологически чистые виды энергии, торговля услугами и производство.
В отличие от традиционной инфраструктуры, такой как железные и автомобильные дороги, а также системы охраны водных ресурсов, концепция новой инфраструктуры подразумевает критически важные объекты, основанные на информационных технологиях, таких как 5G, ИИ, промышленный интернет и интернет вещей (сети устройств, которые могут осуществлять подключение и обмениваться данными).
По информации Главного таможенного управления КНР, за первые четыре месяца этого года товарооборот между Китаем и Казахстаном составил примерно 95,8 млрд юаней (13,2 млрд долларов), что на 23,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными предметами экспорта Казахстана в КНР являются сырая нефть, природный газ, минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция. Китай экспортирует в РК в основном производственное оборудование, сталь, транспортные средства, электронику, текстиль, одежду и бытовую технику.
Генеральный секретарь Китайского центра международных экономических обменов в Пекине Чжан Юнцзюнь заявил, что в условиях растущего давления на мировую экономику Китай и Казахстан внесли свой вклад в обеспечение стабильности производственного сотрудничества в Евразии и бесперебойной работы грузового железнодорожного сообщения по направлению Китай – Европа.
По словам Чжан Юнцзюня, страны также эффективно решают проблемы глобальной энергетической безопасности. Он отметил, что благодаря совершенствованию проектов в области транспортного сообщения, таких как Транскаспийский международный транспортный маршрут и новые железнодорожные экспресс-сервисы, Китай и Казахстан обладают всеми возможностями дальнейшей координации своих стратегий развития и поиска новых областей для сотрудничества, особенно в сферах больших данных, финансов, международной электронной торговли и зеленой энергетики.
По данным Института Азиатского банка развития в Токио, Транскаспийский международный транспортный маршрут представляет собой железнодорожный грузовой коридор, соединяющий Китай и Европейский союз через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу.
Во второй половине этого года председательство в Шанхайской организации сотрудничества перейдёт к Китаю, поэтому эксперты и представители деловых кругов подчеркивают, что прочные деловые связи между её членами будут способствовать дальнейшему развитию экономического сотрудничества в рамках ШОС.
По мнению научного сотрудника Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества в Пекине Чжоу Ми, инициативы, подобные «Поясу и пути», соответствуют повестке дня ШОС, стимулируя развитие инфраструктуры, торговли и инвестиций по всей Евразии. Такая интеграция способствовала экономическому росту и расширению транспортного сообщения в регионе.
По мнению Чжоу Ми, членам организации следует оживлять торговлю и инвестиции, а также больше открываться к сотрудничеству и расширять взаимные связи, особенно в условиях, когда мировая экономика сталкивается с геополитическими и геоэкономическими проблемами.
Основанная в 2001 году и первоначально включавшая шесть членов, ШОС превратилась в мощную платформу, объединяющую девять стран-участниц, три государстванаблюдателя и 14 партнеров по диалогу.
Учитывая, что все члены ШОС ускоряют реализацию повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и укрепляют связи в областях, представляющих общий интерес, таких как производственные мощности, транспорт, финансы и телекоммуникации, экономическое сотрудничество группы может значительно расшириться.
По мнению научного сотрудника Института мировой экономики и политики Академии общественных наук КНР в Пекине Гао Линъюня, эти меры позволят расширить масштабы торговой и инвестиционной деятельности, которая традиционно была сосредоточена на энергетике, природных ресурсах, инфраструктуре и сельском хозяйстве.
Учёный полагает, что цифровая торговля, являющаяся важным компонентом цифровой экономики, поможет членам ШОС соединить информационные узлы в торговых цепочках, минимизируя информационную асимметрию и транзакционные издержки.
По данным Министерства коммерции КНР, за последние несколько лет члены ШОС подхватили тенденцию к цифровому развитию и укрепили региональное экономическое сотрудничество в таких цифровых областях, как умные города, телемедицина и производство.
По мнению заместителя председателя Китайского комитета содействия развитию международной торговли Чжан Шаогана, учитывая тот факт, что экономический рост многих членов ШОС в значительной степени зависит от торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией, для них будет целесообразным сотрудничать с китайскими компаниями в целях дальнейшей диверсификации своих торговых портфелей.
Он предполагает, что члены организации также могут более тесно сотрудничать в вопросах охраны окружающей среды, изменения климата, сохранения биоразнообразия и развития низкоуглеродной экономики, чтобы определить новые точки роста на ближайшие годы.
Чжун Нань