Несмотря на общий спад экономики, некоторые направления оказались действительно прорывными
В МИНИСТЕРСТВЕ ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА ПОДВЕЛИ ИТОГИ 2020 ГОДА. НЕСМОТРЯ НА РАЗБУШЕВАВШУЮСЯ ПАНДЕМИЮ COVID-19, ВЫЗВАВШУЮ ЕЩЕ И МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛИХОРАДКУ, В НАШЕЙ СТРАНЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТРАСЛИ ВЫДАЛИ НА-ГОРА РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. КАК ДОЛОЖИЛ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЛАВА ВЕДОМСТВА БЕЙБУТ АТАМКУЛОВ, БЛАГОДАРЯ СВОЕВРЕМЕННО ПРИНЯТЫМ МЕРАМ ПО СОХРАНЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ РОСТА ПОЧТИ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ, КУРИРУЕМЫХ МИИР РК. [газетная статья]
АВТОПРОМ НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ
Для анализа и прогноза происходящих в стране экономических процессов специалистами зачастую используется индекс физического объема промышленного производства (ИФО). Судя по этому показателю, одним из главных драйверов в обойме МИИР РК стало машиностроение. По итогам 2020 года индекс ИФО достиг в отрасли 116,3%.
«Увеличение произошло за счет выпуска автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов (52,5%), производства прочих транспортных средств (38,5%), электрооборудования (0,8%), а также машин и оборудования (7,4%)», – в ходе заседания правительства отметил глава МИИР Бейбут Атамкулов.
Международных экспертов удивили прошлогодние темпы развития казахстанского автопрома. В середине прошлого года из-за пандемии коронавируса в большинстве государств случился настоящий коллапс в этой отрасли. По данным Ассоциации национальных продаж автомобилей (NCSA), в мае объем автомобильного рынка просел на 29%, Франции – на 47%, Германии – на 49%, России – на 54%, Великобритании – аж на 87%! На общем негативном фоне лишь четыре страны показали позитивную статистику. В их числе – Казахстан. По итогам 2020 года индекс ИФО казахстанского автомобилестроения достиг рекордной отметки в 152,5%!
Небывалый прогресс в отрасли подтверждают и аналитики Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса. В 2020 году в нашей стране с конвейеров сошло 77 471 единица техники. Это в полтора раза больше предыдущего показателя (50 541). Интересно, что в Казахстане выросло не только производство легковых автомобилей, но и сельскохозяйственной техники. В этом направлении основным лидером стал «Агромаш Холдинг KZ». В ушедшем году на предприятии выпустили 730 тракторов и комбайнов на сумму 23,9 млрд тенге. Для примера стоит отметить, что в 2019 году предприятие выпустило 429 единиц техники. То есть рост производства увеличился в 1,7 раза! «Мы понимали и понимаем, что нам нельзя подводить наших клиентов и необходимо поставлять технику в срок вне зависимости от ситуации, происходящей в мире. Поэтому в сезон завод работал практически круглосуточно», – отметила вице-президент холдинга Динара Шукижанова.
ТАБЛЕТКИ ДЛЯ УСПЕХА
В 2020 году серьезные успехи достигнуты и в фармацевтике. Индекс ИФО отрасли показал впечатляющие 147%. Этому послужило увеличение объема выпускаемой продукции на отечественных предприятиях. Республиканским лидером выступило АО «Химфарм», увеличившее производство продукции почти в два раза. На сегодняшний день предприятия выпускает более 120 наименований лекарственных средств девяти различных форм, производимых на 11 производственных линиях.
Кроме того, отечественный производитель активно выходит на международные рынки. За последние два года казахстанская компания увеличила объем экспорта в 2,5 раза. Лекарственные препараты предприятия широко востребованы на рынках Центральной Азии и ЕАЭС. Продукция экспортируется в такие страны, как Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Монголию и Россию.
Неплохие результаты продемонстрировали на отечественном фармакологическом рынке и другие игроки. Выросли объемы производства компании ТОО Dolce-Pharm и ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм». Столь солидный прирост в отрасли обеспечен за счет увеличения поставок лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через «СКФармация». Не стоит забывать и про резкое увеличение спроса на лекарственные средства и медицинские изделия из-за пандемии коронавируса.
В НОВЫЙ ГОД – С НОВЫМ СТАНДАРТОМ
В тройку ключевых драйверов экономического роста вошла и строительная сфера. Несмотря на непростую ситуацию с коронавирусом, индекс физического объема отрасли по итогам 2020 года составил 111,2%. Положительная динамика наблюдается в 16 областях. По жилищному строительству в прошлом году введено в эксплуатацию более 15,336 млн кв. м жилья, что составляет 116,8% к уровню 2019 года.
«На сегодняшний день всего по республике сдано свыше 140 тыс. жилищ. Увеличение объемов ввода жилья в сравнении с прошлым годом отмечается в 15 регионах», – уточнил глава МИИР Бейбут Атамкулов.
Не стоит забывать, что прошлый год стал для строительной отрасли Казахстана во многом прорывным. Достаточно сказать, что наша страна полностью перешла на использование европейских норм в строительстве (еврокодов), тем самым укрепив свои позиции на международной арене. Чтобы взять на вооружение новые стандарты, в прошлом году пришлось отменить более 500 строительных нормативов (СНИП). Ответственным оператором процесса перехода на еврокоды стал Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (АО «КазНИИСА»).
«Строительные компании получат значительные выгоды при освоении специалистами еврокодов. Также повысится их конкурентоспособность. Компании с целью привлечения инвестиций могут выходить на зарубежные рынки строительных услуг, где используются еврокоды. Хочу напомнить, что они применяются более 45 странами мира. Также иностранные компании смогут привлекать наших специалистов при проектировании и строительстве на территории РК», – объяснил председатель комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Мархабат Жайымбетов.
ПУТЬ – ДОРОГА
Автодорожная отрасль также ожидаемо оказалась в числе лидеров экономики. Строительством, реконструкцией и ремонтными охватили рекордные 9,8 тыс. км автодорог республиканского и местного значения. В частности, строительство и реконструкция длиной 4 тысячи километров велись на таких проектах, как Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты, Актобе – Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Кокшетау – Петропавловск – Курган, Узынагаш – Отар, Мерке – Бурылбайтал, Костанай – Денисовка и Ушарал – Достык.
Ремонтные работы проведены на 1,8 тыс. км республиканской сети, из них капитальный – 433 км, средний – 1385 км. По итогам года открыто движение на 2,6 тыс. км трасс, а также завершен ремонт на 1,1 тыс. км автодорог республиканского значения. Охват работами на дорогах областного и районного значения составил 4000 километров, из которых завершено 2,7 тыс. км. По итогам года доля объектов придорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту, увеличена до 58%.
ЦИФРЫ
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РК ЗА ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2020 ГОДА (ИФО)
Обрабатывающая промышленность
- Металлургия 102,6 %
- Машиностроение 116,3%
- Фармацевтика 147%
- Легкая промышленность 115%
- Производство деревянных изделий 143%
- Производство бумаги 116%
Машиностроение
- Автомобилестроение 152,5%
- Машины и оборудование 107,4%
- Электрооборудование 100,8%
- Прочие транспортные средства 138,5%
Металлургическая промышленность
- Цветная металлургия 102,8
- Черная металлургия 104,1%
КСТАТИ
По итогам 12 месяцев 2020 года сохранилась позитивная тенденция в обрабатывающей промышленности. Практически во всех секторах отрасли наблюдается рост. В металлургии объем производства вырос на 2,6%.
К примеру, в цветной металлургии объем производства вырос на 2,8%. Крупнейший производитель меди в Казахстане «Корпорация «Казахмыс» увеличил объем производства рафинированной меди на 5%, золота в слитках – на 35%, а также серебра в гранулах – на 17%.
Ян МЕТРИК