Иностранное слово «инклюзия» уверенно входит в нашу жизнь, обозначая не только «всё включено» в курортном сервисе, а то, без чего действительно нельзя обойтись: внимание, сочувствие и поддержку к людям с особыми нуждами, в числе которых немало детей [газетная статья].
Если в начале независимости инклюзивное образование распространялось точечно, то сегодня оно уверенно шагает по стране, демонстрируя не просто реализацию указаний свыше, но и сознательное становление гражданского общества на основе гуманности и равных прав всех со всеми.
Сегодня, пожалуй, нет региона, где бы школы не переходили на включение инклюзивных методик в образовательный и воспитательный процессы, которые по сути неразделимы. Пример Костанайской области подтверждает это со всей очевидностью. По информации областного управления образования, в создании безбарьерной среды помогает ежегодное обследование детей с особыми потребностями и с инвалидностью. В результате в 395 школах области созданы инклюзивные условия более чем для четырех тысяч детей.
В прошлом году при поддержке депутатов областной бюджет на эти цели предоставил 45,7 млн тенге. В районах и городах Костанайской области удалось открыть 10 кабинетов поддержки инклюзии, а подключившийся к процессу частный фонд «Дара» и выделивший 3 млн тенге, дал возможность создать ещё четыре таких же кабинета, что подтвердило большой практический ресурс содружества государства и неправительственного сектора.
Кабинеты оборудованы с учётом потребностей детей со специальными нуждами, разделены на зоны – для индивидуальных занятий, отдыха и сенсорной разгрузки, для групповой работы. Есть и спортивная зона, оснащенная гамаками, батутами, стеновыми панелями и безопасным матовым покрытием пола. И конечно, в каждом наличие методических и наглядных пособий, подспорье для педагогов и детей.
В костанайской школе №21 благодаря такому кабинету, где трудится методистом Елена Сеитова, наладились дела у 12 детей, которые учатся по системе инклюзии. Среди них трое аутистов, остальные с задержкой психического развития. Неспокойная публика, ей трудно усидеть на месте и сосредоточиться на уроках. С ними по графику индивидуально занимаются психолог, логопед и дефектолог. В результате ребята хорошо адаптировались, демонстрируют адекватное поведение на уроках, в общении друг с другом и с нормотипичными сверстниками. В немалой степени тому способствуют постоянные контакты педагогов-ассистентов, которые обучаются в Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики и в центре «Балама», с семьями, когда под прицелом обоюдного внимания находится вся информация о ребенке. Малейшее отклонение в режиме сна, бодрствования, психологическом настрое становится поводом для коррекции нагрузок.
Надо ли уточнять, насколько увереннее почувствовали себя родители особенных детей! Теперь они не одиноки в своей главной проблеме – как социализировать ребенка, привить ему необходимые жизненные навыки. К тому же семьи теперь имеют возможность проходить психологические поддерживающие и обучающие тренинги. К обоюдной пользе, потому что школа стала получать от семей ощутимую поддержку, а вместе выходить из любого испытания всегда легче и надежнее.
Виктория СВЕТЛОВА